Светлана Заусайлова
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально - коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч ДТП с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Каждый взрослый должен знать ПДД для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. ПДД едины для всех – и детей, и взрослых!
«На дороге одно правило работает – все правила должны быть соблюдены»
В педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах. Вопросы безопасности дорожного движения, решаемые в ДОУ, реализуются с помощью программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Стёркиной Н. Л., Князевой Р. Б.
При изучении данной темы были соблюдены следующие условия :
1. Научно-исследовательские условия
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с ПДД»
Анализ программ дошкольного образования
2. Методические условия
Участие педагогов в семинарах, практикумах, педсоветах ДОУ
Организация саморазвития педагогов по теме: «Эффективные методы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города»
Участие педагогов в семинарах в ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж»
3. Организационно-педагогические условия
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Обобщение педагогического опыта по теме: «Значение обучения дошкольников ПДД»
Исходя из выше перечисленного, целью педагогической деятельности в рамках данной темы, является:
Формирование безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с ПДД.
В соответствие с целью, были поставлены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования безопасного поведения на дороге.
2. Воспитывать сознательное отношение дошкольников к выполнению правил дорожного движения
3. Развивать осторожность, внимательность, осмотрительность на дороге. Стимулировать познавательную активность дошкольников, способствовать развитию коммуникативных навыков.
4. Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5. Повышать теоретический уровень и практические навыки родителей по вопросам безопасности дорожного движения.
Ведущей педагогической идеей нашей педагогической деятельности является – формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасности жизнедеятельности через ознакомление с ПДД.
Этапы работы по организации работы безопасного поведения на дорогах.
1 Подготовительный этап
• Изучение педагогического опыта по теме
• Всестороннее изучение литературы по теме
• Определение конкретных целей и задач работы
• Обогащение развивающей предметно – пространственной среды
• Разработка перспективного плана по формированию основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД.
• Проведение мониторинга по уровню сформированности знаний ПДД у детей по методике
Результаты проведённого мониторинга показали, что
• Дети проявляют интерес к изучению безопасного поведения на дорогах, изучению дорожных знаков.
• Все дети правильно называют сигналы светофора, но некоторые затрудняются сказать различия между светофорами для людей и транспорта.
• Не все дети знают, что такое перекресток.
• Некоторые дети затрудняются называть хорошо знакомые знаки.
• Многие не имеют достаточных знаний о правилах поведения на дорогах, в транспорте.
• Чаще всего дети испытывали трудности в решении различных проблемных ситуаций, связанных на дорогах во время движения.
• Практически все дети испытывают положительные эмоции от результатов безопасного осознанного движения на дорогах.
Результаты анкетирования по вопросам работы в семье по изучению ПДД, выявили, что родители нуждаются в помощи педагогов по изучению ПДД, в проведении совместных мероприятий, консультаций, выставок по теме.
2. Основной этап включал в себя
Практическая деятельность педагогов по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с ПДД.
Совместная деятельность педагогов с детьми проходила по разделам:
- транспорт ( где изучались виды транспорта: пассажирский, легковой, грузовой, машины специального назначения)
- изготовление макета ближайших улиц
- движение транспорта и пешеходов
- регулируемый пешеходный переход, знания о светофоре
- нерегулируемый пешеходный переход, изучение дорожных знаков
- закрепление правил поведения в транспорте
Работа по данной теме осуществлялась в следующих формах :
- Занятия познавательного цикла
- Продуктивная деятельность
- Игровая деятельность
- Целевые прогулки
- Чтение художественной литературы
- Досуги и развлечения
- Самостоятельная деятельность дошкольников
В занятиях познавательного цикла закреплялись знания ПДД, умение применять эти знания на практике. Закреплялись знания о назначении дорожных знаков, о сигналах светофора, где разрешается ходить пешеходам. Уточнялись представления детей об улице, о перекрёстке, проезжей части, тротуаре. Проводилось чтение художественной литературы по теме, беседы, наблюдения, рассматривание плакатов по ПДД, отгадывание загадок.
Продуктивная деятельность включала в себя совместное создание макета улицы с перекрёстком, конструирование «Автобус», рисование различных видов транспорта, дорожных знаков, аппликации «Машина», «Светофор», «Грузовик», лепка «Светофорчик», «Автомобиль», коллективная работа «На дороге».
Игровая деятельность включала в себя сюжетно-ролевые игры: «Мы - водители», «По дороге в детский сад», «Инспектор ДПС», «Шофёры», «Автобус», «Автомастерская». Также широко использовался дидактический и наглядный материал: «Дорожные знаки», «Собери правильно светофор», «Я – пешеход», «На дороге», «Собери автомобиль», «Транспорт».
В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в игры по данной тематике, рассматривали, рисовали, разукрашивали изображения различных транспортных средств, беседовали на тему «Что я видел на улице по дороге в детский сад», о дорожных знаках; занимались строительными играми, создавали различные игровые ситуации.
Активно велась и работа с родителями. Были проведены родительские собрания по темам: «Наш город Нижний Новгород», «Безопасность на улицах города», созданы папки-передвижки, тематическая выставка детских книг для семейного чтения, фотоконкурс «Я – пешеход», проведены спортивные досуги «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки». Также родители привлекались к участию детских праздниках по теме, проводились совместные целевые экскурсии и прогулки. Был дополнен и оформлен уголок ПДД в группе.
3. Обобщающий этап
- Подведение итогов работы
- Принятие решений по результатам мониторинга
По результатам мониторинга были выявлены следующие результаты:
Уровень работы в семье по формированию ПДД повысился
Возрос спрос на рекомендации и консультации педагога в данном вопросе
Также возрос уровень сформированности знаний детей о ПДД
По проведённой работе были выделены следующие результаты
У дошкольников сформировано сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения
Выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми по изучению ПДД
Созданы условия для организации образовательной деятельности в вопросах безопасности жизнедеятельности
Повышен теоретический уровень и практические навыки родителей по вопросам безопасности дорожного движения.
Нами были определены перспективы на будущее:
1. Продолжать работу с семьями воспитанников по изучению ПДД
2. Продолжать обогащать развивающую предметно-пространственную среду и разрабатывать наглядно – практический материал по теме
3. Продолжать повышать свой профессиональный уровень по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.