Полина Суханова
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям и умению находить выход из них возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности. Такие знания прививаются уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Общеизвестно, что опыт, заложенный в детстве, во многом определяет жизнь взрослого человека.
В ходе деятельности по формированию у дошкольников ОБЖ педагоги детского сада решают следующие задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения; обучение детей правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека предметам;
-повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.
Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Во ФГОС дошкольного образования выделена задача:
- Формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
• использование в практике работы ДОУ здоровье сберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Изменение целевых ориентиров дошкольного образования требует пересмотра задач обучения, воспитания, развития детей, подходов к выбору форм и методов организации детских видов деятельности.
В своей работе в этой области мы используем разнообразные методы:
- чтение сказок о безопасном поведении дома,
- беседы с детьми и родителями,
- беседы с пожарными, работниками правоохранительных органов,
- ознакомление с художественной литературой,
- практические занятия («Что такое огонь», «Мы - пожарные»,
- опытно - экспериментальная деятельность («Опасная свеча»,
- игры (словесные, дидактические, настольные, подвижные, сюжетно - ролевые, театрализованные,
- экскурсии по детскому саду и окружающей её территории,
- наблюдения за поведением сверстников, малышей, взрослых,
-моделирование заданных ситуаций,
- тематические развлечения, досуги.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со способами действия в случае опасности. Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – художественная литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств. Среди произведений, полезных для чтения детям:
Баданов М. «Костер», Барто А. «Гроза», Бороздин В. «Поехали!», Гардернес Э. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Маршак С. «Кошкин дом», «Вчера и сегодня» (отрывок, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Михалков С. «Дядя Степа» (отрывок).
В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций: «Советы светофора», «Приключение спичек - невеличек», «Пожар в лесу», «Домашние опасности», «Как вести себя дома, если остался один» даёт возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.
Осуществление непосредственно образовательной деятельности в форме занятий позволяет решать задачи формирования культуры безопасности, осуществлять анализ определённых событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила. В старшем возрасте происходит активное накопление опыта, выявление потенциально опасных объектов, явлений, способов избегания попадания в проблемные ситуации.
Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном участии родителей. Мы организовали тематические Дни открытых дверей, экскурсии. Оформили альбомы («Азбука безопасности», «Опасные предметы дома»). Организовали выставку рисунков и поделок («Наш друг – светофор», «Опасные животные»). Изготовили книжки – малышки («Опасные жизненные ситуации глазами детей»). Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.