Ольга Дороненкова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Дети часто становятся причиной дорожно - транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
Основными причинами детского дорожно - транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста.
В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно - транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожного движения в образовательной и самостоятельной деятельности, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.
Данная работа ведется в соответствии с планом ФГТ, основываясь на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, А. А. Авдеевой.
Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.
Целью нашей работы является создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для ее достижения мы решаем следующие задачи:
1. Предоставить дошкольникам начальное образование в рамках федеральных государственных требований.
2. Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации детского сада.
4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
5. Поддерживать у родителей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
6. Использовать материально-технический потенциал ДОУ и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Решение этих задач я осуществляю через следующие формы работы : НОД, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, провожу интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:
Интеграция с образовательной областью «Физическая культура»
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.
Использую такие подвижные и спортивные игры, как «Веселые гонки», «Дорожные препятствия» и др.
Интеграция с образовательной областью «Здоровье»
Формирование начальных представлений о безопасности жизнедеятельности.
В рамках интеграции данной области учу детей беречь и сохранять свое здоровье в дорожно-транспортных ситуациях. Для этого использую любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.
Интеграция с образовательной областью «Коммуникация»
Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.
Реализацию этого направления провожу во время организованной образовательной деятельности на темы «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.
Интеграция с образовательной областью «Социализация»
Формирование представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
-это нужно для меня;
-это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя;
-я буду хорошим пешеходом;
-я буду хорошим примером для других.
В рамках интеграции данной области учу детей вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.
Интеграция с образовательной областью «Музыка»
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Безопасность».
С этой целью использую музыкальные произведения
-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О. Высоцкой;
- «Едем мы по улице», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука;
-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл. Л. Бойко.
Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество»
Использую средства изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».
Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:
-Светофор (аппликация, лепка, рисование);
-На нашей улице (аппликация);
-Дорожные знаки (рисование, аппликация);
-В два ряда дома стоят (конструирование).
Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы»
Использую художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяю и обогащаю представлений детей об окружающем мире.
В библиотеке нашей группы есть тематические книги, которые очень любят слушать наши дети:
-Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;
-Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
-Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
-Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».
Изучая тему «Как воспитать грамотного пешехода», использую как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.
Самыми результативными считаю новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
- проекты.
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).
Самостоятельная работа в альбомах по рисованию, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.
Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.
Использование интерактивного метода.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
В реализации данного направления даю задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляю у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняю, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
Кроме того, рисуем и делаем коллективные аппликации на данную тему.
Проекты
Одной из самых удачных новых педагогических технологий считаю проективную деятельность. Как результат проекта, использую в работе созданную мной учебную электронную презентацию для детей 5-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» и проект из опыта воспитания семьи Синикиных по безопасности поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».
Большое внимание в работе уделяется созданию предметно-развивающей среде. На территории детского сада сделана разметка проезжей части, перекрестком, некоторыми дорожными знаками. В группе оформлен содержательный, красочный уголок ПДД, куда вошли:
* дидактические, развивающие, настольные игры «О чем говорят знаки?», «Что говорит жезл?», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;
* атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т. д. ;
* классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
* подборки народного фольклора;
* подборки художественной литературы;
* альбом «Это интересно…», «Дороги Мордовии», «Транспорт» и др. ;
* подборка иллюстраций по правилам дорожного движения;
* комплекты дорожных знаков (информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, сервиса);
* схемы жестов регулировщика;
* макет улицы с транспортными средствами;
* подборка проблемных ситуаций;
* подборка «Минуток безопасности»;
* картотека «опасных ситуаций»
Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.
Одним из основных направлений в своей работе считаю сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Довожу до сведения родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Стараюсь строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью использую наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями:
- выпуск газеты «Чудо – чадо» на тему: «Зеленый огонек»;
- творческую гостиную с приглашением инспекторов ОГИБДД;
- совместные праздники и развлечения: конкурсы: «Лучший пешеход», семейная викторина «Мама, папа и я – на улицах станицы» и т. д.
- наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках – передвижках
- устные дискуссии, где заслушиваются выступления родителей о семейном воспитании, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах.
В группе разработана тематика родительских собраний и консультаций для родителей. Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка из дома до детского сада и обратно.
Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя : дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Анализ мониторинга выявил положительную динамику в сформированности представлений по ПДД у детей старшего дошкольного возраста : дети умеют наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д., с пониманием объясняют опасные места в окружающей дорожной среде; умеют самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров. А самое главное, у детей сформировалось осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е, Комаровой И. С., Васильевой М. А. ; М. «Мозаика-Синтез», 2010.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
3. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
5. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М. : Просвещение, 2005.
8. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.