Папки-передвижки

Формирование темпо-ритмической стороны речи

Любовь Яхина
Формирование темпо-ритмической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы

Темп речи - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски содержания. Речь должна быть сбалансированной по темпу. Оптимальный темп, в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый темпы некоторому среднему темпу и называют его "нормальным". Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия "нормальный" и "оптимальный" близки по содержанию. Средний темп речи русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы "учебной речи" : в 5-6 классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в 10-м - не более 75 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Темп артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы "лежащими наготове" в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром темпе, чем публичное выступление. Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Темп речи, особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, эхо (реверберация) может накладываться на последующие слова, в этом случае следует говорить медленнее. Замедление темпа может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение темпа достигается путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром темпе паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении темпа речи согласные сохраняются лучше, чем гласные.

Публикация «Формирование темпо-ритмической стороны речи» размещена в разделах

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.

Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!

«Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)

«Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

«Одуванчики»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

«Барабан»

Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.

(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)

«Кошачьи следы»

Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)

«Маленькие ножки топают по дорожке»

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)

«Звёздное небо»

Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.

(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо)

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Карусели"

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе,

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе,

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

"Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Снежинка

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы — и зима настала.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование темпо-ритмической стороны речи
Опубликовано: 13 апреля 2021 в 11:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование темпо-ритмической стороны речи» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Яхина (УИ 195168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД