Александра Харитонова
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Педагога-психолога дошкольной организации
на 2019 – 2024 гг.
Актуальность.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем психологии и педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношении людей. В последние время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьёзные трудности в общении с окружающим. Замыкаясь на телевизоре и компьютере, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Цель.
Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи
1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков)
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.
Этапы самообразования
1 этап
Установочный (2019 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме. Подбор и изучение литературы по проблеме общения.
2 этап
Теоретический (2020 год)
1. Работа с детьми
Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».
2. Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию коммуникативных навыков дошкольников (родительское собрание)
3. Самореализация
Работа с методической литературой.
Систематизация игр, направленных на развитие коммуникативных навыков в соответствии с возрастными возможностями
Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа».
3 этап
Практическое решение проблемы (2021-2024 год)
1. Работа с детьми.
В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
Проведение коммуникативных игр :
I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.
1) Игры контактные и объединяющие:
2) Игры доверия:
3) Игры формирующие доброжелательные отношения:
II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.
2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию :
3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:
4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание» :
5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:
6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:
7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:
III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов детской деятельности
2. Работа с родителями
Анкетирование родителей.
Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
Мастер - класс «Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
Семинар-практикум: «Мир общения на подставке»
Сбор фотоматериала
Изготовление папки-передвижки «Играем и общаемся дома»
3. Самореализация
Разработать перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативной деятельности по возрастным группам.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
Сообщение из опыта работы «Особенности руководства коммуникативными играми детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2024 год)
3 Самореализация
Выступление с творческим отчетом на пед. совете.
Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово-контрольный (2024 год)
1. Работа с детьми
Мониторинг образовательной области «Коммуникация».
2. Работа с родителями
Анкетирование родителей.
3. Самореализация
Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед. литературы, интернета, выступлений, картотек и т. д.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:
- развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
- широкое использование коммуникативных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
- активное включение родителей в процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.
В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных навыков детей значительно повысился.
Коммуникативная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.
Большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые навыки коммуникации;
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками;
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010
2. Дронь А. В. Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011.
3. Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду. Творческий центр. Москва 2012.
4. Микляева Н. В. Содружество детей и взрослых. Творческий центр «Сфера», 2013.
5. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад. Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2009.
6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
8. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Нилова Т. А. Азбука общения. – СПб., 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коммуникативные игры
I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.
1) Игры контактные и объединяющие:
кн. Крюкова С. В. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
- «Улыбка»
- «Доброе утро»
2) Игры доверия:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Я не упаду»;
- «Помоги другу».
3) Игры формирующие доброжелательные отношения:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Я хочу с тобой подружиться»;
- «Цветок дружбы».
II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.
1) Игры и упражнения на развитие умения активно слушать и слышать:
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Телефон»;
- «Цепочка слов»;
2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию :
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Магазин игрушек»;
- Я бросаю тебе …»;
3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Опиши друга»;
- «Библиотека».
4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание» :
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «У птички болит крылышко - пожалей птичку»;
- «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».
5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- Я знаю пять имён своих друзей».
6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Роли».
7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Помоги другу»;
- «Сложи картинку».
кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина
«Тропинка к своему Я»
- «Пересядьте все, кто …».
III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина
«Тропинка к своему Я»
- «Кто больше знает мирилок»;
- «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;