Светлана Чернышук
Формирование социально-коммуникативных умений в совместной игровой деятельности взрослого и ребёнка
▼ Скачать +Заказ
Выступление на районном МО воспитателей логопедических групп
Воспитатель МКДОУ №480
Чернышук Светлана Александровна
Новосибирск – 2018
Научно – технический прогресс достиг на сегодняшний день настолько высоких результатов, что теперь обществу требуются активные люди с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующие с окружающими, быстро принимающие решения, способные своевременно и разумно решать возникающие проблемы, устанавливать бесконфликтное общение. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Публикация «Формирование социально-коммуникативных умений в совместной игровой деятельности взрослого и ребёнка» размещена в разделах
Социализация – процесс познания человеком нравственных норм, морали и правил поведения в окружающем его обществе. Осуществляется этот процесс, как правило, посредством общения в семье, что позволяет приобрести качества, опыт, убеждения, ценности и формы поведения, установленные и одобряемые обществом, благодаря которым собственно и становится полноценной жизнью в обществе.
Именно общество является источником социального развития ребенка. Учитывая, что первым человеком, с которым ребенок начинает общаться и нуждается в нем, является его мама (либо отец или человек их замещающий, то именно семья считается первым и основным «институтом социализации». Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.
Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Особую важность развития социально-коммуникативных навыков приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор, планшет или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.
Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
— вербальные
— невербальные
Социальные навыки.
Основные направления работы формирования социально-коммуникативных навыков :
— учить детей грамотному построению речевого высказывания;
— развивать связную монологическую речь;
— развивать диалогическую форму речи;
— формировать коммуникативные навыки;
— учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
— познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты, научить им пользоваться для проявления своих чувств;
— обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
— оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.
Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социальном развитии. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, как известно, складываются далеко не сразу, сами формы практического взаимодействия еще далеки от совершенства: дети не умеют согласовывать действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, разрешать конфликты. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно - образовательному процессу в целом.
Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социально - коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно - ролевые, игры драматизации, игры с правилами. Это требует от воспитателя знание закономерностей развития игровой деятельности и умение руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей, важно донести до ребенка смысл игровой ситуации, и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения.
В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция.
Значение игры
• В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
• Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.
• Игра способствует формированию творческого воображения.
• Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.
• Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Заключение:
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, общается. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, речь. Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных навыков и умений.