Гульназ Шайхлисламова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса п дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» .
В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства[].
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Цель моей деятельности формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
Поставленную цель реализую через решение задач:
1. Воспитательные :
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• воспитание уважения к труду;
• воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : изобразительная деятельность, художественное слово;
• формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.
2. Развивающие:
• развитие нравственных норм поведения;
• развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
3. Образовательные:
• формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;
• формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
В работе руководствуюсь принципами:
1. Научности (правильное отражение действительности).
2. Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).
3. Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).
4. Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).
5. Принцип историзма ( сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
6. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.
В группе создано предметно – развивающая среда патриотической направленности:
• оборудовали уголок «Моя Родина - Россия», «Моя малая Родина – Югра».
• подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Найди герб России» и др.
• оформили папки для рассматривания: «Мой город Мегион», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «О Мегионе поэтической строкой»
• оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
• презентации «Экскурсия по Мегиону», «Природа Югры»
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы:
• беседы
• использование наглядного материала
• рассказ о городе
• рассказы об исторических событиях города.
• знакомство с достопримечательностями родного города.
• целевые прогулки и экскурсии
• игровая деятельность
• художественное творчество, конструирование
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:
- детский сад
- моя семья
- мой город
- край родной
- родная страна
- день Победы
В процессе работы изучала методическую литературу:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой.
• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника.
• Маханёва М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста и др.