ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму. Актуальность проблемы сохранения здоровья и жизни детей обусловлена тенденциями развития российского образования. Анализ педагогических исследований позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей : благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения» размещена в разделах
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цель: формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность и структуру культуры безопасности и возможности ее формирования у детей дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности;
2. Определить организационно-педагогические условия и развивающую среду формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
3. Разработать содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
4. Определить уровни сформированности основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
5. Подготовить научно обоснованные методические рекомендации для воспитателей и родителей, по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Накопление материала по данной проблеме проходило в три этапа:
Первый этап – теоретический анализ научных исследований. В результате определилась тематика исследуемой проблемы;
Второй этап – поиск образовательных методик по формированию знаний по правилам дорожного движения, осуществление диагностических срезов и создание предметно-развивающей среды;
Третий этап – диагностирование, срезы и оформление результатов исследования.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС ДО.
Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице в специально организованной деятельности.
Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) при формировании навыков безопасности дорожного движения.
Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице в специально организованной деятельности.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
В целом проведение образовательной деятельности с дошкольниками должно предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Основные из них: умение вовремя замечать опасные места,
приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта;
умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
понимание потенциальной опасности транспорта.
Методы и приемы по обучению правилам дорожного движения.
Наглядный метод:
показ игрушек, показ картин, иллюстраций, фотографий,показ способов выполнения заданий.
Словесный метод: обьяснение, пояснение, указание, вопросы к детям,
чтение художественной литературы.
Игровой метод.
Практический метод: создание продуктов детской деятельности на
тему, создание проектов.
Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения.
Развивающая среда – это дидактические, наглядные материалы, которые находятся в распоряжении воспитанников. Их назначение привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.
Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.
Взаимодействие с родителями.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – работа с родителями. Задача педагога - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.
Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.