Ольга Кобышева
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 г. Кизел, Пермский край.
Доклад по самообразованию
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила:воспитатель Кобышева О. А.
2013-2014г.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолога - педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов; направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Развитие в ребёнке умений заботиться о своём здоровье - одна из важнейших задач воспитательной работы, которую должны решать дошкольные образовательные учреждения, а так же родители в семейном воспитании детей. Однако зачастую этот процесс ведётся бессистемно, отрывочно, от случая к случаю. Вполне очевидно, что успех деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей будет во многом зависеть от того, насколько сам ребёнок участвует в этой деятельности – владеет приёмами сохранения и укрепления своего здоровья, а так же понимает важность его сохранения. В связи с этим в МДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Целью здоровьесберегающих технологий в МДОУ являются:
• Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
Сформировать понимание основ здорового образа жизни;
Умение перевести в навык, обладающий его целевого использования.
Виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ
медика - профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
валеологического просвещения детей и их родителей,
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий
анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды МДОУ.
организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ.
освоение педагогами МДОУ методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых МДОУ.
внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей.
работа валеологической направленности с родителями МДОУ.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ:
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витамина - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов,
санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ.
[b]Наглядный материал для внедрения[/b]
здоровьеформирующих образовательных технологий
Модели точного выполнения основных движений.
Модели общеразвивающих упражнений.
Алгоритмы подвижных игр.
Схемы видов построения.
Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений.
Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.
Мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания.
Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.
Литература валеологического содержания.
Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группе.
Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей - работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МБДОУ
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях МБДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей МБДОУ с родителями-спортсменами и др.).
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения.
Ежеквартальная родительская газета (посвященная вопросам воспитанию здорового ребёнка)
Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей МБДОУ.
Взаимодействие специалистов МДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс МДОУ.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
Внедрение научно- методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в МДОУ;
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература по теме:
Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г.
В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г.
Л. Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004г.
Л. Г. Татарникова «Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении». Санкт-Петербург, 2006 г.
«Здоровье детей - здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.