Елена Лазебная (Шаламова)
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
Учеными давно доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, и более чем наполовину - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного детства.
Публикация «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность» размещена в разделах
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения различных средств и способов профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Из детей, пришедших в первый класс, 25-35% имеют физические недостатки или хронические заболевания. По данным проведенной недавно диспансеризацией детского населения России число здоровых детей катастрофически падает. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.
По данным Минздрава РФ, до 60% детей и подростков страдают хроническими болезнями, а распространенность нервно-психических нарушений среди подростков достигает 79%.Получается, что здоровье подрастающего поколения имеет неблагоприятную динамику. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты.
Бесспорно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы; возможно, даже с кризисом, который переживает страна в данный момент. Но, прежде всего, причиной является культурный кризис общества и как его следствие - низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
Сохранение и укрепление здоровья народа должно стать национальной целью. В этой связи необходимостью становится создание государственной системы всеобщего обязательного обучения основам охраны здоровья и гигиенического воспитания подрастающего поколения.
Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения включает в себя решение таких проблем, как методы коррекции психофизиологических отклонений, устойчивости психики, гигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни, проблемы психологического здоровья ребенка дошкольного возраста.
Причин неблагополучия в здоровье очень много, но основная - в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении, воспитание у детей правильной системы ориентации. Человеку с раннего возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья.
Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, которые, являясь первой ступенью общей системы образования, обязаны обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями.
В настоящее время широко используется такая форма профилактической работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, как проектный метод, в ходе реализации которого у детей формируются навыки личной гигиены, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение.
Познакомимся с педагогическим проектом «Быть здоровыми хотим!», реализуемым в нашем ДОУ.
Целью проекта :
Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм.
Воспитывать у детей культуру здоровья, включающую:
• ознакомление с ценностями здорового образа жизни;
• формирование интереса к оздоровлению своего организма;
• развитие навыков ведения здорового образа жизни.
Организовать работу по созданию мотивации у дошкольников для формирования, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проект по времени- долгосрочный, рассчитан на учебный год.
Определен алгоритм реализации проекта по формированию у дошкольников валеологических знаний:
1. Целеполагание: определены цель и задачи работы, участники проекта; намечен ожидаемый результат.
2. Разработка проекта : составлен план деятельности по достижению цели (включает в себя несколько этапов - работа с педагогами, детьми, родителями).
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов.
В конце года проведен мониторинг ЗУН детей - проанализирована динамика формирования знаний по пожарной безопасности у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.
Целью работы по укреплению и сохранению здоровья воспитанников является:
• Воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни;
• Организация рационального двигательного режима, воспитание у детей потребности в двигательной активности;
• Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация таких целей позволяет решать следующие задачи:
• Воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах закаливания;
• Развивать знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление собственного здоровья;
• Воспитывать здоровьесберегающее мировоззрение, т. е. взгляды и суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, привычку здорового образа жизни и активной двигательной деятельности.
Важнейшая задачей педагога дошкольного образовательного учреждения является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностные отношения к здоровью.
Определено программное содержание воспитания здорового образа жизни дошкольников (для детей старшей и подготовительной группы, которое распределено по блокам :
- помощники человека
-первая помощь.
Определен объем валеологических знаний и умений для детей 5-6 и 6-7 лет. Для планирования работы боле широко расписаны задачи работы по воспитанию валеологически культурного ребенка старшего дошкольного возраста в содержание которых включена работа по:
-формированию знаний о том, что такое здоровье;
-формированию знаний здорового образа жизни и безопасного поведения;
-формированию знаний разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
Формированию знаний по оказанию элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Можно выделить основные функции дошкольного учреждения, мероприятия которых реализуются в ходе педагогического проекта. .
1. Образовательно-оздоровительная работа.
Образовательная работа проводится во время занятий, организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические игры, в нерегламентированное время (в 1. и во 2ю половину дня, при проведении режимных моментов.
Основой образовательной работы является обучение валеологическим знаниям, формирование здорового образа жизни дошкольников. Детям даются научно-обоснованные знания о своем организме - строении, функциях, уходе, способах сохранения и укрепления здоровья, формируются навыки и умения личной гигиены, безопасного поведения дома и в общественных местах.
2. Лечебно-оздоровительная работа.
Лечебно-оздоровительная работа осуществляется медицинским и педагогическим персоналом в тесном контакте. Под руководством медперсонала, педагоги групп организуют выдачу витаминов и средств фармкоррекции в течение всего года, мероприятия по профилактике детских и простудных заболеваний. Особое внимание уделяется проведению плановой лечебно-оздоровительной работы с диспансерными больными.
Наличие в дошкольных учреждениях физиотерапевтического оборудования позволяет проводить с детьми как лечебную, так и оздоровительную работу.
Средствами реализации работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются :
1. Специально-организованное обучение.
В рамках образовательно-оздоровительной работы с детьми проводились познавательные занятия, игры, беседы.
Занятия познавательного цикла, включающие в себя вопросы валеологического воспитания дошкольников, проводятся 1 раз в месяц-полтора по перспективно-тематическому плану
Тематика занятий и бесед с детьми о здоровье в регламентированное и нерегламентированное время может быть следующей:
• Младшая и средняя группы:
- необходимость соблюдения правил гигиены;
- культурно-гигиенические навыки;
-части тела человека, их функции;
- подвижный образ жизни.
• Старшая и подготовительные группы:
- элементарные анатомо-физиологические особенности организма человека;
- первоначальные представления об органах чувств, коже, опорно-двигательном аппарате;
-уход за частями тела;
-правила и упражнения для сохранения здоровья;
-оказание первой помощи в различных ситуациях;
-безопасное поведение в различных ситуациях, угрожающих здоровью;
- значение физкультуры для укрепления здоровья.
Дошкольники 5-7 лет стремятся к самоутверждению, поэтому воспитатель обязан создать условия для развития самостоятельности у детей в решении своих проблем здоровья, проявлении инициативы, творчества, преодолении трудностей, оценочных суждениях о здоровье человека, а также осознания мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. Организация полноценного валеологического обучения и воспитания должна быть основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опираться на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на положительный эмоциональный фон.
Педагог ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка. При проведении здоровьеформирующих мероприятий необходимо учитывать, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые методы отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Главное — не спешить с ответами, их можно найти в процессе наблюдений, физиологических опытов, чтения, экспериментирования, бесед и т. д.
Степень активности, самостоятельности дошкольников определяется реакцией на методы и приемы работы педагога. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей. Автор рекомендует традиционные методы: словесные, наглядные, практические — с учетом изучаемого материала.
С детьми проводились занятия по валеологическому воспитанию различной тематики: «Глаза - зеркало души», «Правила ухода за ушами», «Чтобы зубы были белыми и крепкими», «Органы дыхания», «Как сберечь и укрепить свое сердце», «Соблюдаем режим дня», «Мое настроение», «О безопасности», «Правила дорожного движения» и т. п.
Изучение органов человека проводится в соответствии со следующим алгоритмом:
• название органа, место его расположения;
• особенности строения органа;
• основные функции органа (образные названия, связанные с ассоциациями);
• гигиена органа;
• мероприятия по укреплению и развитию здоровья данного органа у того или иного ребенка.
2. Досуги, праздники, развлечения. Такая форма работы позволяет закреплять знания детей, полученные на занятиях.
3. Совместная деятельность педагога с детьми. Представленная ранее тематика работы с детьми интегрируется в различные режимные моменты. Особое внимание уделяется экспериментально-опытнической деятельности, позволяющей дошкольникам познавать особенности своего организма ( примерная тематика: «Как бьется наш пульс?», «Превращения пищи в нас», «Как мы слышим», «Проверяем зрение», «Умный нос», «Как определить, жирная ли пища?», «Определим на вкус», «Наши помощники» и т. п.).
4. Игровая деятельность. Естественно, что все обучение строится на основе игровых методов и приемов. Разработаны авторские дидактические игры по валеологическому воспитанию.
5. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
Не стоит забывать и о широком применении наглядных форм и методов обучения, т. к. мы знаем, что мышление ребенка дошкольного возраста- наглядно-образное. Изготовлено руками педагога различное дидактическое оборудование для проведения работы, подобран перечень игр, которые рекомендуется использовать в работе по валеологическому воспитанию по теме «»Я и мое здоровье», разработан и изготовлен игровой материал для сюжетно-ролевых игр для детей старших возрастных групп.
В группах оборудованы уголки здоровья, содержащие в себе различные материалы: художественную литературу, дидактические игры, индивидуальные мини-тетради, пособия-советы, буклеты, накопительные папки, дневник настроений и т. д.
6. Использование здоровьесберегающих технологий.
Как на занятиях, так и в свободной деятельности широко используются здоровьесберегающие технологии. С детьми проводится бодрящая гимнастика после сна, упражнения для коррекции осанки, дыхательная гимнастика, точечный массаж, элементы йоги, аэробики, пластики.
Особое место в работе уделяется сохранению психического здоровья дошкольников. С этой целью проводятся различные психофизические тренинги по развитию навыков физического самочувствия воспитанников. Основная цель таких тренингов- снять психическое и физическое напряжение дошкольников, создать положительно-эмоциональный настрой, способствовать сплочению детского коллектива.
Тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей способствует развитию культуры здоровья не только на уровне дошкольного учреждения, но и в семье.
Для родителей разработаны советы по ознакомлению детей с организмом человека, методические рекомендации по формированию у дошкольников культуры здоровья.
Проводимая дошкольными учреждениями работа предполагает получение ребенком знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре, способах укрепления и сохранения здоровья; приобретение навыков, способствующих осознанному выбору здорового образа жизни.