Дарья Рюмина
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия
Ключевые слова: здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни, занятия по физической культуре, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Аннотация. Статья посвящена анализу одной из ключевых проблем современности – сохранению и укреплению детского здоровья; представлены результаты эмпирической работы и программа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста на базе одного из МДОУ г. Балашова, доказавшая свою эффективность.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как важнейшая образовательная стратегия» размещена в разделах
Здоровье считается самой высшей ценностью и одной из важных составляющих активной жизненной позиции современного человека. В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современного общества в силу прогрессирующего ухудшения состояния здоровья населения. Постоянное воздействие различных негативных физических и социальных факторов, психоэмоциональные нагрузки, недостаточно высокое качество жизни приводят к снижению адаптационных возможностей и ухудшению здоровья у большинства людей, в том числе и детей.
Важной составляющей общей культуры образованного человека является формирование здорового образа жизни, а именно сохранение и укрепление здоровья личности и общества в целом, общей и гигиенической культуры человека, формирование мотивации к сохранению здоровья. От состояния здоровья, его фундамента, заложенного в детстве, во многом зависит, какой будет жизнедеятельность человека в будущем [2]. Следовательно, одним из эффективных путей формирования основ здорового образа жизни дошкольников является работа по воспитанию ответственности за свое здоровье, мотивации к обучению основам здоровьесбережения.
Проблемы здоровья людей в системе образования рассматривали в своих трудах А. С. Багуев, Э. Н. Вайнер, В. Н. Касаткин, В. В. Колбанов, В. О. Морозов, Г. Н. Светличная, Л. Г. Татарникова и др. Изучением условий сформированности здорового образа жизни у дошкольников посвящены исследования Р. Е. Артыкбаева, Г. К. Зайцева, Ю. В. Мартыненко, В. Н. Петленко, А. Н. Разумова, Л. Г. Татарникова и др. [4]
Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева, И. М. Новикова, С. Е. Шукшина и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
Формирование привычки к здоровому образу жизни является целью физического воспитания детей в ДОУ. Одна из главных оздоровительных задач – способствовать правильной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма. С физическим здоровьем тесно связано и здоровье психическое. Поэтому в программу физического воспитания в ДОУ обязательно входят упражнения дыхательной гимнастики и знакомство с зависимостью состояния грудной клетки и работой сердечнососудистой и дыхательной систем для обеспечения самоконтроля за правильной осанкой. Основными компонентами здорового образа жизни являются : рациональный режим и двигательная активность, правильное питание и закаливание организма, стабильное физическое и психоэмоциональное состояние.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, приобретаются базовые физические качества и необходимые знания, умения и навыки, способствующие здоровому образу жизни [3]. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни необходимо начинать с формирования у него мотивации здоровья, способной регулировать его образ жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях.
Формирование у детей здорового образа жизни является важнейшей современной образовательной стратегией, представленной системой социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей.
Основа формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников представляет собой процесс последовательного педагогического воздействия на ребенка, направленный на получение навыков ведения здорового образа жизни, развитие активности и коммуникабельности, предполагающий осуществление деятельности в соответствии с потребностями и запросами дошкольников направленных на формирование, укрепление и сохранение физического, психического здоровья [4].
Занятия по физической культуре – основное звено в цепочке оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении, содействующие укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Именно их мы использовали в качестве средства формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в период старшего дошкольного возраста.
Целью эмпирического этапа нашего исследования являлось формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Педагогическая проблема состояла в том, чтобы определить комплекс организационно – педагогических условий для реализации пропаганды направленной на развитие интереса к здоровому образу жизни у дошкольников. Поставленная цель раскрылась в следующих задачах: изучить состояние интереса и уровень представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, выявить факторы, влияющие на развитие интереса к здоровому образу жизни у дошкольников и разработать программу по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Исследование проводилось на базе МДОУ г. Балашова, Саратовской области. Респондентами стали воспитанники старших групп «Ветерок» - контрольная группа и «Солнышко» - экспериментальная группа. В количестве 40 человек. Для выявления у испытуемых общих представлений о здоровом образе жизни, мы использовали беседу, направленную на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, диагностические задания «Что делать, чтобы быть здоровым?», «Полезная покупка» и «Место для отдыха» с целью выяснения представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний, о полезных для здоровья предметах и влиянии окружающей среды на здоровье людей [1]. А также наблюдали за детьми в режимные моменты и в свободном общении. Наблюдения направлены на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий и психологического климата в группе сверстников.
Для определения кругозора дошкольников по проблеме здорового образа жизни, нами была составлена индивидуальная карта респондентов, определяющая интерес к здоровому образу жизни среди дошкольников, наличие вредных привычек и интерес к информационной базе на тему здорового образа жизни.
Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости разработки и реализации программы по формированию здорового образа жизни у детей в период старшего дошкольного возраста, т. к. (50 %) испытуемых ЭГ мы отнесли к среднему уровню осознания здорового образа жизни в общем развитии ребенка, (40 %) показали низкий уровень осознания и только (10 %) исследуемых выявили высокое осознание и значение здорового образа жизни для подрастающего поколения.
Формирующий этап эксперимента был направлен на формирование у детей старшей группы представлений о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Для реализации поставленной цели, мы внедрили программу непосредственно-образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни с испытуемыми ЭГ, где помимо традиционных форм использовались такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. Также применялись нетрадиционные формы оздоровления : точечный массаж, дыхательная и пальчиковая гимнастика и др. Задачи программы:
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
После реализации разработанной системы занятий по формированию здорового образа жизни у дошкольников, была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень осознания значения здорового образа жизни для человека. Уровень понимания этого аспекта детьми повысился, что обосновывает результативность предложенной нами системы. Итоговые результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Сравнительная характеристика результатов испытуемых ЭГ и КГ
Уровни констатирующий эксперимент контрольный эксперимент
ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 40% 20% 55% 40%
Средний 60% 50% 40% 50%
Низкий 10% 30% 5% 10%
Таким образом, данные диагностического исследования выявили повышение уровня формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, что является показателем эффективности разработанной и реализованной системы непосредственно-образовательной деятельности, способствующей развитию здоровьесберегающих ценностей и социально-нравственных качеств личности, а также пониманию сохранения своего здоровья.
Список использованных источников:
1. Деркунская В. А. Диагностика основ здорового образа жизни дошкольников : учеб. пособие / В. А. Деркунская. –М. : Педагогическое общество России, 2005. –345 с.
2. Иванова М. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии / М. Г. Иванова // Психологическая наука и образование. –№ 3. –2006. –99 с.
3. Кудрявцев В. Т. Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А. В. Запорожца / В. Т Кудрявцев // Вопросы психологии. –2005. –№ 5. –102 с.
4. Родионова Е. Б. Специфика игровых технологий в процессе формирования культуры здоровья дошкольников // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2014. № 4.