Анастасия Чаркина
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста с помощью дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с. Комсомольское
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Подготовила: Чаркина А. П.
воспитатель
Описание проекта
Публикация «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста с помощью дидактической игры» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов :
• цвет
• форма
• величина
Развитие познавательных процессов:
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :
1. Образовательные:
• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
2. Воспитательные:
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
• формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
3. Развивающие:
• развивать познавательные процессы;
• развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта
–систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей Iмл. Группы.
Сроки проекта: январь – апрель 2013 г. (среднесрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей :
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• определение объема материала, который будет адресован детям.
• планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков : «планшет геометрик», «Игры с прищепками», «Игры с пуговицами ;
3. Оборудование уголка «страна Сенсорика»
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Подбор заданий и проведение диагностики;
6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей.
реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, нетрадиционное собрание «Путешествие в страну Сенсорику»
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
• Подведение итогов
реализация:
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе
• начало проекта
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей :
1- низкий -5 детей (35 %)
2- средний – 9 детей (65 %)
• конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей :
1- низкий -1 ребенок (7 %)
2- средний – 9 детей (64 %)
3- высокий -4 ребенка (29 %)
Результаты проекта:
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия :
-цветное домино
-накорми щенка
-подбери по цвету
-продень и завяжи
И многие другие.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
• организация кружка по развитию сенсорных способностей «калейдоскоп»
Информационные ресурсы
• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
• Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
• Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;
• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;