Любовь Бызова
Развитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) с помощью счетных палочек у детей раннего возраста.
Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Публикация «Развитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
Счетные палочки - универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей. Они многофункциональны, с ними можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх.
С помощью счетных палочек можно знакомить с сенсорными эталонами – цвет, форма, величина.
1. Цвет
В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:
1. Сравнение предметов по цвету (без называния) :
• практическое соотнесение
• Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии.
2. Называние цвета
К двум годам можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам.
Д. И «разложи по цветам»
Цель: учить узнавать, соотносить основные цвета.
Раскладывать:
- на листочки
- в пакеты
- в коробочки
- в баночки.
Все что подскажет фантазия педагога.
Д. И. «Найди стебель у цветка», «Найди палочку у флажка», «Воздушный шарик»
Цель: учить узнавать, соотносить (называть) основные цвета.
Разложить перед ребенком цветные палочки и соответствующего цвета цветки (флажки). Сначала для ребенка предлагаем 2 цвета, потом добавляем другие цвета. Начинать работу необходимо с 4 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
Необходима цветная бумага и фантазия.
2. Форма
Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид).
Д. И. «Конструктор»
Цель: знакомство с геометрическими фигурами
Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Вместе с ребенком скатать шарики из пластилина и построить геометрические фигуры: квадрат, треугольник (прямоугольник).
«Посмотри это квадрат!» Пальчиком ребенка обводим фигуру по контуру. «Потрогай уголки квадрата!» «Где квадрат? Вот квадрат!» Так же рассматриваем треугольник.
Ребенок может трогать на ощупь – плюс.
С помощью счетных палочек и пластилина можно познакомить ребенка с объемными фигурами: куб и кирпичик.
Без пластилина можно выкладывать по контуру фигуры. (фото поискать)
Д. И. Сортировка фигурок
Цель: учить отличать, называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник
Ребенок с помощью взрослого раскладывает фигуры по коробкам. Когда ребенок научился различать фигуры, просим называть фигуры: «Что это? Правильно, квадрат!»
3. Величина
Знакомство с величиной
• Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга)
• Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии.
• Называние
Д. И. «Большой – маленький»
Цель: учить отличать, показывать, называть большой и маленький (на примере геометрических фигур)
Для игры потребуются счетные палочки разной длинны и пластилиновые шарики. Вместе с ребенком скатать шарики из пластилина и построить геометрические фигуры: квадрат большой и маленький, треугольник большой и маленький.
Д. И. Познавательные дорожки.
Цель: знакомство с понятиями: «широкий-узкий», «длинный-короткий», «высокий-узкий»
Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек.
А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями «высокий-низкий».