валя макарова
Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цели и задачи раздела
Цель: формирование представлений об основных свойствах и качествах предметов
Задачи:
Образовательная: побуждать детей называть цвет предметов, сравнивать знакомые предметы по цвету, подбирать предметы по тождеству;
Развивающая: - способствовать развитию зрительной, перцептивной ориентировки при восприятии цвета;
Публикация «Консультация „Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Воспитательная: - содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие
2. Психолого-педагогическое обоснование
Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это фундамент для успешного развития маленького человека как личности. Но «кирпичики» этого «фундамента» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают неустойчивым весь «дом», если познание ребёнка не будет целенаправленным, не будет иметь разумного педагогического руководства.
Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный отечественный учёный Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета.
Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима индивидуальная работа. Прежде всего, важно вызвать положительные эмоции и интерес к предлагаемой деятельности. После показа и объяснения предлагается выполнить фрагмент задания при помощи педагога в случае необходимости.
Работа с родителями играет большую роль в сенсорном развитии и, в частности, в ознакомлении с цветом. Требования к организации занятий должны быть едиными и в семье и в детском саду. Родители продолжают обогащать сенсорный опыт, создают условия для восприятия предметов. Поэтому воспитатель даёт рекомендации по работе над восприятием цвета и сенсорики в целом. Родители имеют возможность посетить занятия в группе, чтобы определить для себя направление работы в семье. В уголке информации для родителей выставляются рекомендации по организации и содержанию домашних занятий.
НОД по ознакомлению с цветом в детском саду должна быть систематизирована и последовательна. Поэтому в работе мной используются специально организованные игры и игровые упражнения. Их содержание направлено
- на активизацию познавательной деятельности;
- на развитие цветового восприятия
НОД в группе раннего возраста проводится в системе и построена на принципах дошкольной дидактики:
1. Принцип системности;
2. Принцип последовательности;
3. Принцип повторности;
4. Принцип наглядности;
Основные принципы, на которые я опиралась при построении и реализации раздела программы:
1. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;
2. Системность в отборе и подаче материала.
Использование педагогических технологий при работе над освоением раздела гарантирует достижение педагогических целей. Немаловажно использование здоровьесберегающих технологий, так как оно направлено на укрепление психологического и психофизического здоровья детей.
3. Ожидаемые результаты раздела программы
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов.
От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания всех названий цветов. Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета.
В первую очередь, надо остановиться на основных цветах : красном, жёлтом, синем, зелёном. Дополнительно можно дать чёрный и белый - как цвета контрастные друг к другу.
Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу.
Сначала предлагаются простые для восприятия пары: желтый – синий, красный – желтый. Затем: красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый.
Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного.
Ожидаемый результат:
1. Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов (действия по подражанию).
2. Дети выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
3. Дети овладевают умением определять цвет и называть его (действия по словесному указанию).
4. Используемые методы, приёмы, формы организации деятельности детей. Система знаний при освоении раздела
Для решения поставленных задач использую следующие формы работы с детьми :
- Непосредственно-образовательная деятельность. Непосредственно-образовательная деятельность проводится один раз в неделю по подгруппам. Продолжительность НОД не более 10 минут. Планируя НОД по ознакомлению с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. НОД проводится в интересной форме. В содержании НОД используются дидактические игры и игровые упражнения. В ходе игр и упражнений используется групповая и индивидуально - дифференцированная работа.
В современной педагогике большое внимание уделяется педагогическим технологиям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание и технологии обучения должны постоянно обновляться. В практике работы ДОУ использую личностно-ориентированную технологию, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка с учетом его желаний, предпочтений и возможностей. Ведущую роль здесь играет педагог.
Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит как в домашней педагогике, так и в дошкольных образовательных учреждениях. В современном образовательном учреждении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве НОД или её части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Игровая форма НОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Технология совместно-поисковой деятельности также находит применение в работе с малышами. Для активизации познавательных и коммуникативных навыков предлагаю воспитанникам широкий спектр дидактических игр, направленных на поиск решения: доберись до красной пирамидки по дорожке такого же цвета, положи в коробочку кубики, как у Наташи и т. д. Мыслительные процессы приводят ребенка к поиску, пусть даже ошибочного, решения. Воспитателем дается оценка, и поиск верного решения продолжается.
Технология развивающего обучения используется мною активно и предполагает развитие личности отдельного ребенка и его способностей. Она ориентирована на потенциальные возможности маленького человека и их реализацию. Вовлечение воспитанников в различные виды деятельности происходит на протяжении всего дня.
Эти и некоторые другие педагогические технологии широко применяются мной в работе с детьми раннего возраста.
5. Создание условий для реализации раздела программы
Для реализации раздела программы в детском саду необходимо создать определенные условия :
1. Санитарно-гигиенические;
2. Продолжительность НОД согласно СанПиН;
3. Дифференцированный подход к проведению НОД;
4. Индивидуальная работа в ходе НОД;
5. Индивидуальная работа в свободное время;
6. Материально – техническое обеспечение педагогического процесса;
7. Организация развивающей предметно-пространственной среды.