Маргарита Федорович
Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогической науке выделяют особенности познавательного интереса : во-первых, познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения; во-вторых, между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. В-третьих, под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире; чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений. Различные содержательные компоненты рассмотрены в исследованиях Г. И. Щукиной, к ним автор относит:
Публикация «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования» размещена в разделах
• эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи;
• интеллектуальный компонент, отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение;
• регулятивный компонент, способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль;
• творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности [6, с. 12].
Проблема формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством LEGO — конструирования, нашла своё отражение в современной психолого-педагогической науке. Е. В. Фешина рассматривала использование LEGO — конструирования в детском саду [7], И. Петрова рассматривала LEGO – конструирование как средство познавательного интереса дошкольников. Л. А. Парамонова занималась изучением теории и методики применения конструирования в детском саду, как фактора формирования познавательного интереса дошкольников. По мнению Н. В. Парфеновой «LEGO -конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных LEGO — элементов» [6, с. 12]. Использование LEGO — конструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) педагог должен обеспечить организацию формирования познавательного интереса, стимулирующую развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания и развития воображения и творческой активности дошкольников [3, с. 34].
Я считаю, что LEGO — конструирование будет эффективным средством формирования познавательного интереса дошкольников, что поможет успешно развивать любознательность, воображение и творческую активность дошкольников. В результате анализа психолого-педагогической литературы мною выделено противоречие между значительным потенциалом LEGO — конструирования в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста и недостаточной методической проработанностью использования LEGO — конструирования в формировании формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром и миром природы, а главное формировании познавательного интереса дошкольников.
На занятии по ознакомлению с социальным миром я использую тематическое LEGO – конструирование «Кафе» [4], предлагаю детям сконструировать по образцу. Предварительно совместно с детьми рассматриваем с детьми иллюстрации, «Какие бывают кафе», после чего на занятии провожу беседу «Как вести себя в кафе», после чего демонстрирую сконструированный образец «Кафе» и предлагаю детям сделать подобное. На занятии закрепляю названия уже знакомых деталей: квадратный кирпичик 2 на 2 шипа, прямоугольная пластина на 2 на 4 шипа, а также их цвета. Потом показываю детям новые детали и предлагаю придумать им названия. Затем знакомлю дошкольников с их правильными названиями: рожок, зефир, свеча. Загадывая загадки детям о мебели, они отгадывают и конструируют мебель, расставляя ее в кафе. Например, я загадываю загадку «Кто стоит в СТОЛовой нашей, Подпирая миску с кашей? Вышит кружевом подол. Кто залез под скатерть?», дети отвечают «Стол». После чего из LEGO конструируют стол. Затем загадываю другие загадки. После окончания занятия проводим выставку изготовленных детьми «Кафе» и прошу детей дать им названия. В результате выполнения у детей развивается познавательная мотивация, развивается воображение и творческая активность.
Во время формирования элементарных математических представлений (цвет, форма) я использую конструирование по замыслу. Предлагаю детям проблемную ситуацию, например, «Незнайка попал в страну Геометрию, помогите ему построить дом, но такой, что бы он был разного цвета». Во время занятия у детей развивается представление о форме и цвете. После того как дети построили дома, прошу их рассказать историю, как Незнайка будет жить в этом доме. В результате у дошкольников сформируется представление о цвете и геометрических формах, а также развивается у детей любознательность, формируются познавательные действия. Во время занятия, направленного на формирования представлений о цифре, я использую LEGO – конструирование по образцу. Показываю детям цифру «2» и предлагаю сделать такую же, во время конструирования называю геометрические фигуры, которые им потребуются для выполнения цифры «2», например, четыре красных кубика, два желтых прямоугольника и т. д. В результате проведения занятия и детей сформируются представления о геометрических фигурах, о цвете и цифре «2» посредством LEGO -конструирования.
В процессе развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников использую LEGO – конструирование в форме коллективной работы «Плывут корабли». Предварительно с детьми рассматриваем иллюстрации различных кораблей, читаю фрагмент из книги Ф. Конюхова «Как я стал путешественником», Н. Ватагина «Над водой, на воде и под водой». Во время занятия предлагаю детям совершить путешествие, но прежде чем его совершить нужно, построить корабль, включаю фрагмент мультипликационного фильма «Летучий корабль», после чего дети самостоятельно конструируют свой корабль, на котором они хотят совершить кругосветное путешествие (лодка, подводная лодка, «летучий» корабль). Данное занятие направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, развитие воображения и творческой деятельности.
На занятии по ознакомлению с миром природы предлагаю детям совершить поход в зоопарк. Предварительно проведя беседу «Как надо вести себя в зоопарке», во время занятия читаю стихотворение Т. Керстен «В зоопарке», особый акцент делаю на животном, который самый большой в зоопарке: «Вот огромный зверь стоит, Длинным хоботом трубит. Он спокоен и умён, Догадались – это слон». Я предлагаю детям сконструировать слона по схеме. Во время демонстрации схемы, объясняю, какие геометрические фигуры дошкольникам потребуются, например, кубик, прямоугольник и т. д. В конце занятия провожу «Парад Слонов» прошу ребят рассказать, что они знают о слонах, какие они бывают, где живут, чем питаются и т. д. В результате выполнения задания у дошкольников сформируется представление об окружающем мире.
На тематическом занятии «Ракеты, космонавты», направленном на ознакомление с предметным окружением я использую LEGO – конструирование по карточке. Во время занятия я прошу назвать детали LEGO : кирпичики, кубики, пластины, горки и т. д., тем самым активизируя уже имеющие знания о LEGO. После чего предлагаю детям узнать эти детали, используя дидактическую игру «Волшебный мешочек». Во время занятия задаю ребятам вопросы о профессии «Космонавт», ответы детей должны быть аргументированы, если дети затрудняются, тогда провожу беседу «Профессия «Космонавт», так же во время занятия использую видеофрагмент «Дальний космос» и предлагаю совершить космическую путешествие, но чтобы его совершить, нам необходимо построить ракету. Дети рассматривают космическую ракету, и повторяют за педагогом название ее частей: корпус, нос ракеты, ступени, затем говорю: «Вы можете построить космическую ракету и по собственному замыслу, при этом в конструкции вы должны отобразить основные функциональные части ракеты». Во время конструирования предлагаю «Ребята, попробуйте самостоятельно изучить модель ракеты по чертежу, и как вы будете строить свою ракету?», дети отвечают: «Строить нужно снизу вверх». Затем спрашиваю: «Какие детали вы будете использовать для построения ступени?», дети отвечают: «Мы будем использовать 2 кирпича размером 2х4 и снизу подставим 2 кирпича 2х2», если дети испытывают трудности, то я задаю наводящие вопросы.
Педагогу важно знать особенности использования LEGO конструирования в детском саду: во-первых, соответствие возрастным особенностям дошкольников; во-вторых, следовать принципу последовательности (от простого к сложному); в-третьих, организовывать предметно развивающую среду в группе детского сада для реализации LEGO – конструирования.
Таким образом, используя LEGO — конструирование для формирования познавательного развития дошкольников педагог развивает у детей любознательность, познавательную мотивацию, формирует познавательные действия, развивает воображение и творческую активность дошкольников, согласно требований федерального государственного стандарта дошкольного образования.