Наталья Цой
Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (ФГОС 2.6)
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка,стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Темочки:
Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" одно из направлений призвано формировать у дошкольников положительное отнашение к труду через решение следующих задач:
1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
2. Воспитывать уважение к людям труда.
3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
4. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Таким образом, реализация указанных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников. Основными методами по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых являются :
1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
2 Наблюдения
3 Совместная деятельность
4. Игра
5. Семья
.Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности. Рассказы о профессиях сопровождать стихами, загадками, беседами, сюжетно-ролевыми играми и дидактическими. Организовывать «Встречи с интересными людьми», изготовить альбом профессий, провести тематический досуг "Кем быть" с участием родителей.
В своей работе я стараюсь опираться на следующие принципы:
принцип личностно ориентированного взаимодействия.
принцип доступности.
достоверности и научности знаний.
принцип открытости.
принцип диалогичности.
принцип активного включения детей в практическую деятельность.
принцип рефлексивности.
принцип регионального компонента.
Я разработала план работы по формированию представлений о профессиях через сюжетно - ролевые игры у дошкольников.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами:
Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Инструменты», «Больница», «Салон красоты Незабудка», «Строители», «Кондитерская Сластена", " Аптека", " Ателье".
Подобрала наглядный материал по теме «Профессии».(методические карточки).
Подобрала дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию» и другие.
Оформила картотеку игр, загадок и стихов о профессиях.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Ветском саду мы создали условия, максимально приближенные к настоящим. На территории детского сада совместно с родителями организовано и подготовлено помещение ФЕРМА, где дети с удовольствием знакомятся с профессиями-фермер, скотник, доярка, птичница, пастух. Оборудована вет. лечебница с лабораторией для исследования кормов, продукции фермерского хозяйства, созданы загоны для животных. Рядом с фермой у нас есть небольшой сельскохозяйственныйучасток, на котором дети сами выращивали овощи, сажали овёс, пшеницу для своих питомцев. Осенью мы вместе с детьми собирали урожай. Дети наблюдали, как срезают овёс и пшеницу, потом связывали их в снопы.
В своей работе с детьми мы с удовольствием используем метод исслеловательских проектов, где родители сами активно принимают участие в работе с детьми-берут своих детей на работу, знакомят их с трудовым процессом, а затем создают мини-проекты. Воспитанник моей группы Саша Карсаков, совместно с родителями, подготовил проект по изучению фермы. Он сам попробовал себя в роли скотника, птичника. Помогал бабушке ухаживать за телятами, заботился о цыплятах. Дядя рассказал Саше насколько сложная и ответственная работа у фермера. Работа над проектом его так увлекла, что он действительно захотел стать фермером. Также мы приглашаем к нам родителей, которые рассказывают детям о своих интересных профессиях. У Дианы папа строитель-крановщик. Мальчики были очень увлечены его рассказом и всем захотелось посмотреть на город из кабины подъёмного крана.
К нам уже приходили врач-офтальмолог, которая не только рассказала о вреде долгого просмотра телепередач и игре за компьютером, но и научила детей делать гимнастику для глаз. Врач узи, с беседой о важности и необходимости своей профессии. Зубной техник, под руководством которого дети с удовольствием делали зубные протезы из глины и научились правильно чистить зубы. Повар-кондитер, которая помимо интересного рассказа угостила всех вкуснейшими пирожками и научила лепить вареники. Мастера стилисты из салона красоты Максим и Наталья. Наталья провела мастер-класс по плетению косичек, а Максим с таким вдохновением рассказал о своей профессии, о том, что быть парикмахером не так легко, как может показаться на первый взгляд, и о том, что самые известные мастера-стилисты в основном - мужчины,что сейчас мальчики в нашей группе всё чаще при игре в салон красоты хотят быть не просто клиентами, а именно парикмахерами. Дети поняли, что парикмахер это не чисто женская профессия и что мужчина может быть даже ещё лучшим мастером своего дела.
Мы заключаем договора с промышленным кластером Ульяновской области - Аэропорт, Тепличное хозяйство, Пожарная часть, Хлебозавод, Молочный завод. К нам с экскурсией выезжали представители Молочного комбината Вкуснотеево. Дети дегустировали продукцию, с закрытыми глазами узнавали продукцию на вкус. Нам рассказали о целой цепочке путешествия молока, до того, как оно попадает на прилавки магазинов. Раз или два в месяц в нашей группе проводится родительский клуб " Сладкая пятница", где наши мамы, бабушки, старшие сёстры и даже папы делятся с детьми разнообразными рецептами приготовления вкусных блюд,которые не требуют выпечки. Это по моим наблюдениям очень нравится всем детям. А недавно мы с детьми выступали во всероссийском конкурсе детских проектов с темой "Дессерты, не требующие выпечки, которые дети могут приготовить самостоятельно", и заняли почётное третье место. Так же для обогащения игровых сюжетов я использую такие методы как:
тематические беседы и рассказы о профессиях,
рассматривание иллюстраций в книгах-энциклопедиях,
просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,
чтение художественной литературы,
экскурсии,
Все это предварительная работа, которая подготавливает детей к игре. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, на привлечение внимания к профессиям, вызвать желание воплощать в роли, полученные в ходе предварительной работы знания. Главная задача – вызвать у детей чувство уважения к людям труда.