Галина Беляева
Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования» и др.) Дошкольное образование считается важным периодом общего образования. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных организациях заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. По мнению Л. В. Пименовой - это сложный процесс, включающий познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие, самоконтроль, осознание результата действий). Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов, которые направлены на формирование личности ребенка дошкольного возраста :
Публикация «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОО отсутствует целенаправленность;
педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие.
Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании
ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса. Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:
Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);
Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);
Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);
Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех областей знаний, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому так актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с дошкольного. Одновременно отметим, что материалы современной экологии несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Их освоение способствуют не только формированию у детей системы представлений в области основ экологии и рационального природопользования, но и развитие экологических способов деятельности в природе, ответственного отношения к жизни на нашей планете и экологически компетентного поведения в природе. Освоение основ современной экологии предполагает формирование гуманистического миропонимания, так как обогащает личность целым рядом нравственно-гуманистических установок. Среди них ответственность за все живое, построение новой аксиологической картины мира, ориентированной на значимость всего живого; понимание ценности биологического разнообразия; осознание важности жизни, добра, красоты, духовного богатства, культуры, сопричастности; новое понимание блага, уважение к каждой личности, ориентация на консенсус; уважение природы как общечеловеческого достояния; отношение к труду с позиций бережного природопользования; приобщение к практической, экологической и природоохранной деятельности. Все это свидетельствует о том, что экологическое образование – не только комплекс овладения естественно-научными знаниями, умениями и отношениями, но и часть культуры человека с большим нравственным, гуманистическим и прагматическим содержанием.
Сущность непрерывного экологического образования, по определению А. А. Вербицкого, выражается через характеристику его основных целей:
развитие экологического сознания и мышления,
экологической культуры личности и общества,
ответственного отношения каждого человека к природе,
формирование практического опыта природопользования,
компетентного принятия решений.
Это определение в своей работе я взяла за основу и считаю, что это созвучно цели дошкольного общеобразовательного учреждения, из которого ребенок должен выйти физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым и осознанно ответственным. В наше время взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученные считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята – дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость и равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это так же с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия – ответственность. Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать ответственность в экологической культуре, формировать новые отношения к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Чтобы вырастить отзывчивых, добрых и милосердных детей, необходимо научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Формирование такого осознано–правильного отношения к природе – длительный, системный процесс, поэтому проектная деятельность является наиболее актуальной.
Система складывается из:
специально организованной формы работы,
совместной деятельности взрослого и ребенка,
самостоятельной деятельности детей.
Мы стоим на позициях сохранения лучших традиций российской системы дошкольного воспитания, говоря о новых педагогических технологиях воспитательного процесса. Во избежание познавательного диктата – преобладание в целях и задачах ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений, мы расцениваем рождение новых технологий как основу для движения. Апробация метода проектов в современных условиях показывают, что с его использованием эффективность процесса возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса. В педагогической науке укоренилась трактовка данного метода как метода обучения. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой воспитанники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических знаний – проектов». Анализ переведенных на русский язык работ Джона Дьюи, чья философско-педагогическая концепция считается почвой, взрастившей метод проектов, В. Х. Кильпатрика, идей отечественных ученых 20-х годов В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, Е. Г. Кагарова, педагогического наследия М. В. Крупениной, материалов педагогической дискуссии конца 20-х – начала 30-х годов, в том числе дискуссии по вопросам детского движения, архивных материалов работы комиссии по методу проектов позволили мне сделать некоторые предположения о специфике, педагогическом потенциале методов проектов, возможностях его использования в современной практике воспитания, а апробация метода подтверждает теоретические выводы. Специфика метода проектов, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов возможно, на мой взгляд, рассматривать как метод педагогизации (используем термин 20-х годов) процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой. Можно сказать, что, работая по методу проектов, я осуществляю педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
Особую педагогическую значимость метода проектов вижу в том, что:
метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.
Каждый метод имеет свою специфику, учитывая которую, можно добиться эффективного решения в формировании экологической ответственности у детей.
проект — прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них;
проект — это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели;
проект — метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды;
проект — звено в системе воспитания, звено в цепи развивающей личность программы.
Поэтому, сделала вывод, что метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является тех-нологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.
Считаю, что формирование экологической ответственности посредством проектной деятельности является наиболее важным в развитии воспитательно-образовательной работы в детском саду. Следующим этапом работы слало выявление уровня формирования у детей ответственного отношения к окружающему миру. Отслеживание знаний и умений детей направлено на решение целого ряда взаимосвязанных задач. В процессе отслеживания выявляю:
в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений;
в какой степени у ребенка сформулированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).
По результатам обследования выявила, что многие дети затрудняются практически применять знания, умения и навыки во взаимосвязях и взаимодействиях с окружающим, затрудняются самореализоваться и самовыражаться. Таким образом, возникла проблема в сформированности экологической ответственности у детей. Объект экспериментальной работы: формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Предмет: воспитательно–образовательный процесс по формированию экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Гипотеза: формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания будет успешным, если…
Если создать систему ответственности через экологическое воспитание в ДОУ, то удастся дать необходимые знания представления и избежать перегрузки дошкольников. Если дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии, то интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет. Если осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием ответственного отношения, то удастся дать необходимые знания и умения. Если использовать нестандартные формы организации НОД, то появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей
с помощью активных форм воспитания. Если раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм», то появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет. Если предусмотреть в планах деятельности семейных клубов по проекту «Чудесный мир природы», то активные формы работы детского сада с семьей просвещенность родителей в данных вопросах и их заинтересованность в просвещении детей возрастет. Если улучшить предметно-развивающую среду, то будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников. Если экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни, то экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм, окружающая среда, неживая природа) - общество. Если через весь воспитательный процесс пройдут «красной нитью» : знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;
навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде,то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умение его анализировать, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. В соответствии с гипотезой сформулировала следующие задачи :
1. Раскрыть сущность проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста.
2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.
3. Разработать модель педагогической технологии, реализующей процесс формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание и позволяющей определить уровень сформированности ответственности у старших дошкольников, разработкой перспективного плана работы с детьми.
4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для соблюдения нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. Э. Петровского, педагогические исследования ученных С. Н. Никоваева, Н. А. Рыжова, Л. П. Молодова, Л. И. Грехова и др. Проект включает следующие принципы: системность, сезонность, возрастную адресность, интеграцию, координацию деятельности педагогов, преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, В. А. Сухомлинский утверждал, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее, содержательнее. Известный педагог И. Г. Песталоцци дал рекомендации по организации среды развития, которая не потеряла своей актуальности и в наше время: «Установки близко от тебя, от твоих органов чувств все предметы, положительные в твоем восприятии, в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели… Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание… Помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах». В процессе плодотворной работы мной апробированы, а поэтому могут быть рекомендованы для использования в экологическом образовании и воспитании детей проекты. Цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Работа в ДОУ над проектами идет в течение года по плану реализации проектной деятельности в рамках экологической ответственности. Прежде чем осуществить проект, составляю и знакомлю участников с планом работы по подготовке проекта :
1)на основе изученных проблем детей поставить цель проекта; 2)разработка плана движения к цели; 3)привлечение специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта; 4)составление плана-схемы проекта; 5)сбор, накопление материала; 6)включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности; 7)домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; 8)презентация проекта, открытое занятие.
Работу провожу последовательно от проекта к проекту, но сроки реализации у них разные, поэтому долгосрочные проекты переплетаются с другими проектами. Например, сезонный, исследовательско-творческий проект «Времена года». В него входят разнообразные проекты, которые провожу не один раз. «Разведки (весенних) времен года», где в итоге происходит формирование осознанно-правильного отношения к окружающему миру, воспитание любви к природе. В проекте «Четыре стихии», дети учатся выделять существенные признаки и связи неживой природы, ее влияние на живую природу, идет формирование чувства благодарности, ответственности за бесценные земные дары. Конкретные краткосрочные проекты такие как : «Наше дерево», «О чем рассказали цветы?», «Птичий дом» и многие другие формируют эмоционально – положительное отношение у детей : вызывают желание оберегать, защищать, заботиться; развивают творческие познавательные способности: интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Проекты средней продолжительности: «Пусть добрые традиции живут» подразделены на мини – проекты «Моя семья», «День рождение березки», «Посади дерево» и другие. Они воспитывают уважение у детей к традициям своего народа и своей семье, стремление сохранить их. «Я и мое здоровье» делится на мини – проекты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита», «Витаминный калейдоскоп», «Чистое утро», «Тропа здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья». Эти проекты воспитывают разумное отношение у детей к своему здоровью; вызывают негативное отношение к вредным привычкам и показывают преимущества здорового образа жизни.
Таким образом, работая от проекта к проекту, все больше убеждаюсь в том, что проекты инициируют детей на размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают их на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий и самое главное формирование ответственности.
Свою работу стараюсь организовать так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – та деятельность, которой, кроме него, ни кто заняться не может.
Предоставляю свободу выбора. Дети предлагают что-то свое. Опыт показал: многие дети увлекаются наблюдениями и не ограничиваются выполнением заданий воспитателя. Даю возможность ребенку почувствовать, что это именно его объект, он сам его выбрал, он нравится ему больше других. В вопросах, действиях ребенка проявляется его индивидуальность. Работая по проекту, отметила, что в процессе его реализации ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.
Отношусь к наблюдениям детей серьезно. Как можно чаще хвалю, ведь похвала взрослого – прекрасный стимул для них.
Проявляю доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Ни когда не говорю, что ребенок сделал что-то не правильно, а его выводы ошибочны, т. к. это может погасить интерес к работе. Ребенок не должен бояться ошибиться!
Стараюсь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов. Т. к. считаю, что экологически-грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
Поддерживаю естественный интерес детей к природе, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта.
В процессе исследований стараюсь задействовать все органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания.
Поддерживаю и развиваю эмоциональное отношение дошкольников к природе, совершенствую формы ответственности.
Помогаю ребенку видеть необыкновенное в повседневном.
Развиваю детскую фантазию и творчество.
Каждый ребенок – бесценное, уникальное существо, обладающее гигантским потенциалом и способностью достичь всего. Каждый день я вкладываю нежные пальчики ребенка в свою ладонь и веду его по лабиринту жизни, ведь именно я, воспитатель призвана вносить с первых лет жизни ребенка в его душу образы счастья, радости, любви, сотрудничества, толерантности и доброты. У меня есть уникальная возможность воспитать маленького гражданина так, чтобы наше совместное будущее было светлым и прекрасным.