Марина Васильевна Забелина
Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Проблема формирования позитивных установок к различным видам труда в научно - методической литературе 6
2. Разработка конспекта сюжетно-ролевой игры: «Записки журналиста» 10
Заключение 18
Список использованных источников 20
Введение
Публикация «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» согласно Федеральному стандарту, является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
На протяжении всего дошкольного детства в детском саду осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п., а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. И в каждой новой возрастной группе предусматривается расширение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.
Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Актуальность формирования у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества обусловлена современными тенденциями развития дошкольного образования. Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования — организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС). Перед нами стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ.
Цель работы: разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на формирования позитивных установок к различным видам труда.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса формирования позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.
2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.
Проблема формирования позитивных установок к различным видам труда в научно-методической литературе
Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном Российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. В п. 3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы. «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…».
Таким образом позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышления.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему: великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой, и Горький и А. С. Макаренко, и В. А. Сухомлинский.
«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства». К. Ушинский.
«Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, талантов». А. С. Макаренко.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Благодаря наличию дачных участков у большинства родителей, наши дошкольники могут увидеть не только как растут овощи и фрукты, но принять активное участие в их выращивании и уходе. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезают из групп аквариумы с любимыми рыбками, попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека В. А. Сухомлинский.
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем городе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профессионального ориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Создавшаяся ситуация заставила меня по - новому взглянуть на организацию своей работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.
Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии.
Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду
у этих дошкольников неустойчивое.
Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Данную цель я решала через следующие задачи: создание предметно-развивающей среды, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения, научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям, сформировать у детей добросовестное отношение к труду,
воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
План открытого игрового занятия
«Формирование позитивных установок к различным видам труда в сюжетно-ролевой игре»
Подготовила: воспитатель Забелина М. В.
ПЛАН ОТКРЫТОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
«Cюжетно-ролевая игра «Записки журналиста»
Группа: старшая
Тема: «Записки журналиста»
Цель игрового занятия:
- познакомить с профессией журналиста, расширять представления детей о труде взрослых на теплоходе, дать знания о важности и значимости их труда.
Задачи игрового занятия:
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности детей к совместной деятельности,
- воспитание дружеского взаимоотношения между детьми,
- формирование желания организовывать сюжетно-ролевые игры, распределять роли;
- воспитание у детей уважение к труду работников флота.
Формы работы : сюжетно-ролевая игра.
Игровой материал: строительный набор, кухонная посуда, игровой набор «Больница», штурвал, спасательный круг, флажки, куклы, предметы - заместители, фуражка капитана, бескозырка, бинокль, трап, якорь, микрофон, фотоаппарат.
Предварительная работа:
чтение произведений Г. Юрмина «Все работы хороши!», М. Маркова «Про топку – моряка». Лепка лодочек. Беседа о работе работников флота, рассказ Ромы Якимова о папе – капитане дальнего плавания.
Ход игры:
Воспитатель:
- Каждое утро в нашем почтовом ящике появляется свежая газета. И сейчас трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни журналов, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя годы.
-Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию?
Дети:
-Журналист.
Если где случилось что-то,
Он об этом должен знать.
Написать, добавить фото
И в газету отослать.
Воспитатель:
-Журналисты путешествуют за новостями по всему миру-с геологами и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесменами. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки или где случилась какая-то катастрофа. Они встречаются с учеными и военными, писателями и художниками. Всех расспрашивают, все записывают в блокнот или на диктофон. Потом рассказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах.
Давайте представим, что я журналист. И получила задание в редакции узнать о том, кто работает на теплоходе. Как же это я могу сделать?
Дети:
-Надо построить теплоход.
Воспитатель:
-Так у нас нет теплохода. Что делать? (ответы детей)
Воспитатель:
-Из чего можно построить теплоход?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята давайте построим теплоход из стульчиков.
(Дети начинают строить теплоход, распределяют роли.)
Объяснение обязанностей и правил. Подготовка к игре.
Педагог подходит к каждому персонажу и объясняет игровые действия:
1) Капитан точно определяет направление пути и четко отдает приказы членам команды.
2) Рулевой внимательно слушает и точно определяет направление следования парохода, сообщает о всех преградах на пути капитану.
3)Матросы выполняют все приказы капитана.
4) Повар на кухне готовит обед для пассажиров и команды. Для этого необходимо запастись продуктами для обеда.
5) Официант накрывает стол и разносит порции пассажирам.
6) Доктор оказывает больным пассажирам первую помощь во время прогулки. Нужно взять с собой инструменты и медикаменты.
7) Пассажиры могут взять с собой детей или домашних питомцев, обязательно наденьте головные уборы, чтобы не напекло голову.
Воспитатель:
-Вот какой замечательный теплоход получился. Я бы хотела узнать о профессиях, в которые вы играете.
Вот уже есть теплоход, а кто же у вас тут главный?
Дети:
-Капитан
Воспитатель:
-Уважаемый капитан разрешите с вами познакомиться. Как вас зовут?
Ребенок….
Воспитатель:
- А что же делает капитан на теплоходе?
Ребенок:
-Я слежу за работой команды, смотрю, как работают двигатели. Капитан знает как правильно вести теплоход по нужному маршруту. А также смотрит, чтоб всем пассажирам было хорошо на теплоходе.
Воспитатель:
-А где находится рабочее место капитана?
Ребенок:
- В рубке, на капитанском мостике.
Воспитатель:
-Уважаемый капитан, куда отправляется ваш теплоход?
Ребенок:
-Наш теплоход оправляется в город Тольятти.
Воспитатель:
- Мне с вами по пути.
Ребенок (рупор). Поднять якорь, поднять трап. Полный ход.
Игра «Продолжи предложение»
На доске выставляются картинки: первая с лодкой, вторая с кораблем.
- Корабль плавает далеко, а лодка…
- Корабль плывет быстро, а лодка …
- Корабль мощный, а лодка …
- Корабль большой, а лодка …
- Корабль тяжёлый, а лодка …
- Корабль просторный, а лодка …
- Корабль длинный, а лодка …
-Корабль плывет быстро, а лодка …
Молодцы! А нам пора ехать дальше.
Воспитатель:
-Кто же является помощником капитана, кто занимается хозяйством на теплоходе?
Дети:
-Боцман.
Воспитатель:
-А кто у нас боцман? Можно с вами познакомиться? Как вас зовут?
Расскажите о своей работе.
Ребенок:
-Я работаю боцманом, слежу за тем, чтобы на теплоходе были припасы еды и предметы, необходимые для путешествия. Я слежу за работой матросов и за тем, чтобы на теплоходе было чисто.
Воспитатель:
- А кто же тут стоит и крутит такое необычное колесо?
Ребенок:
-Это не колесо, а штурвал. Я рулевой и слежу за тем, чтобы теплоход шел по нужному курсу, сверяю его по карте и компасу.
Воспитатель:
-Рулевому нужно отличное зрение.
Зарядка для глаз. (Под музыку)
Воспитатель (вдыхая носом) :
- Что – то так вкусно пахнет, наверное, что-то вкусное готовится. Кто же тут трудится?
Ребенок:
-Кок.
Воспитатель:
-А кто же такой кок и где он работает?
Ребенок:
- Кок - это повар, он готовит еду. Он готовит ее на камбузе.
Воспитатель:
- А если у вас закончится еда, где вы ее возьмете?
Ребенок:
-Мне наловят моряки рыбу.
Воспитатель:
-Я бы хотела попробовать вашей рыбы.
Ребенок:
-Сейчас попрошу моряков ее наловить. (Обращается с просьбой)
Воспитатель:
-Ребята, а кто из вас матросы. Как вас зовут, и чем вы занимаетесь на теплоходе?
Ребенок:
-Мы наводим порядок, следим за тем, чтобы нашим пассажирам было хорошо на теплоходе. Ловим рыбу и чистим палубу.
Воспитатель:
-А я знаю, что матросы в свободную минуту любят танцевать.
Танец «Моряки» (свободная пляска).
Ситуация оказания помощи больному.
Воспитатель:
-Ребята, что-то мне плохо, наверное, укачало. Кто же мне поможет на вашем теплоходе, ведь берег далеко?
Ребенок:
-Врач.
Воспитатель:
- Познакомьте меня с врачом. Уважаемый доктор как вас зовут? Расскажите мне о своей профессии, как вы работаете на корабле?
Ребенок:
-Я лечу моряков, пассажиров, измеряю у них давление, ставлю градусники. Даю лекарства, делаю перевязки.
Воспитатель:
- Я познакомилась, кажется со всем экипажем теплохода. Дети, а вы кто на этом теплоходе?
Ребенок:
-Мы пассажиры. Мы путешествуем по реке Волга до города Тольятти.
Воспитатель:
-Уважаемый капитан мы, кажется, подходим к городу Тольятти.
Ребенок:
-Опустить якорь. Спустить трап.
Воспитатель вместе с детьми покидает корабль.
Итог. Оценка
Воспитатель:
- Ребята, мне очень понравилось на теплоходе. Вы очень интересно рассказывали о профессиях флота.
- Кто из команды вам больше понравился? Почему?
- Кто из пассажиров вел себя невоспитанно? Кто был вежливым?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
-Когда вырастите, кем бы вы хотели стать?
-С какой новой профессией вы сегодня познакомились?
Воспитатель:
- Я обязательно напишу в нашей газете о людях, которые трудятся на теплоходе. Каждая профессия важна для человека.
Пословица «Все работы хороши - выбирай на вкус»
Заключение
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическое исследование показало, что осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в ДОУ.
Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком. Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.
Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно организован. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараются воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. С. И. Карпова «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников», СПб. : Речь,2007,с. 103
6. Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» «Гном» г. Москва. 2004
7. Труд. Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н. В. Елжова. – - Ростов н/ Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.
9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с. 6-8, №12 (с. 5-25) - 2013г. ; №8 –
10. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» «Феникс» г. Ростов – на - Дону. 2007г.
11. Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях». «Сфера», г. Москва. 2003г.
12. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] / Н. П.
13. Кубайчук // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101.
14. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы : пособие для педагогов/ [О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. М. : Просвещение, 2012. -205 с.
15. Интернет ресурсы.