наталья вэлло
«Социально — коммуникативное развитие через формирование позитивных установок к различным видам труда»
«Социально – коммуникативное развитие
через формирование позитивных установок к различным видам труда»
Воспитатель Вэлло Н. Н.
Социально-коммуникативное развитие через формирование позитивных установок к различным видам труда.
Публикация «„Социально — коммуникативное развитие через формирование позитивных установок к различным видам труда“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» наши педагоги постепенно переходят на образовательную деятельность в соответствии с ФГОС.
Сегодня я расскажу о применении мною образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через формирование позитивных установок к различным видам труда во второй младшей группе.
Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формировании основ безопасного поведения в быту.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Во второй младшей группе социально-коммуникативное развитие мы формируем по средствам приобщения детей через позитивные установки к различным видам труда.
В начале учебного года труд детей организовывали в форме индивидуальных поручений. Так как младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения. В процессе работы я помогала ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
К середине года во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, принимали участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполнял своё задание, действовал в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, а по окончанию работы получают оценку выполненной работы.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Или же с применением потешек, например: «Водичка, водичка, умой моё личико» и многих других. А во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это я отмечаю; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Саша, он помог Роме убрать строитель» и т. д. Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае я говорю: «Сейчас Дима уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».
Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Азалией и Таней посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Злата» и т. д. Ко всему к этому я стараюсь дать детям больше самостоятельности.
Приучаю детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.
Хозяйственно-бытовой труд во второй младшей группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.
Так как дети четырёх лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок на полке с книгами («Ведь нельзя садиться ужинать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!». Так же приобщаем детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.
Со второй младшей группы мы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приё мами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. К такому виду труда можно привлечь детей через сюжетно-ролевые игры, например «Угостим куклу чаем» и т. д. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно». Так же дети трех-четырех лет уже могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями в уголке природы. При этом я объясняю последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматриваем уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.
Для эффективной работы и наилучшего результата мы привлекаем родителей. Проводим беседы, консультации, говорим родителям о том, что бы они давали детям больше самостоятельности при самообслуживании, например, одевании и раздевании, складывать вещи в шкафчик, застегивать и расстегивать пуговицы и многое другое.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Постоянная, непрерывная работа в данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.