Елена Полетаева
Формирование основных движений младших дошкольников посредством подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – одно из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Публикация «Формирование основных движений младших дошкольников посредством подвижных игр» размещена в разделах
Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, равновесие и метание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр. Развитие и совершенствование основных движений обусловлено повседневностью их применения.
Ходьба В младшем возрасте особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.). Также следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.
Бег В этом возрасте необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д., не наталкиваться друг на друга.
Равновесие Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении : ходьба и бег между двумя параллельными линиями, на черченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке.
Лазанье и ползание Дети должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее. Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и на ступали на каждую из них одной ногой. При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.
Метания В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
Подвижные игры с детьми 3—4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения : им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями. Как их выполнять, показывает взрослый, который принимает непосредственное участие в игре.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, Н. А. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
Создание системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию основных движений посредством подвижных игр будет способствовать эффективному физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
В этом ему может помочь методическая литература таких авторов, как:
К. К. Утробина «Подвижные игры для детей 3-5 лет» Изд: Гном, 2017г.
В. Н. Шебеко «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Изд: ВУЗ, 2015г.
Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева «Подвижные игры на прогулке» Изд: Сфера, 2016г
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет»
Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду».