Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 8)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
продолжение
2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 8)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Такой способ ориентировки не является новым для детей старшей группы. Мы, в ходе эксперимента, продолжали учить детей определять свое положение среди окружающих объектов (Я стою за столом, между окнами, сзади стола и т. д.) При этом игровые задания усложняли: предлагали упражнения на определение направления, положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180. При рассматривании картин и иллюстраций дети должны были осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями (дети стоят в кругу парами – надо догадаться, что они собираются делать или что делают). «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались?» (он смотрит вверх).
• Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
• Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т. п.
• Игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т. п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т. д.
• Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
• Дидактическая игра : «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.
• Дидактическая игра : «Встань впереди или сзади товарища»
• Игровые упражнения: «Кого загадали?», «Развивающий коврик»
• Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т. д.
• Дидактическая игра : «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о том, что одни предметы могут быть расположены за другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».
• Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»