Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 7)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
продолжение
1. Игры на формирование пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 7)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
У детей старшей группы (экспериментальной) мы закрепляли умение различать левую и правую руку, отрабатывали умение определять местонахождение предметов по отношению к себе. С этой целью широко использовались игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы, но с некоторыми усложнениями: «Угадай, кто, где стоит?», «Угадай, что, где находится?», «Где звенит колокольчик?». Детей упражняли в различении противоположных направлений, но задания использовали более сложные по условиям проведения: увеличивали количество предметов до 6 – 8 поэтому их знакомили с промежуточными направлениями (например, зайчик находится впереди справа, а лисичка впереди слева от меня и т. д., а также постепенно увеличивали расстояние между ребенком и предметами; расстояние это доводилось до 7 метров. Таким образом, дети постепенно учились определять направление местоположения любых предметов даже на значительном от них расстоянии.
Нами, в ходе эксперимента были использованы физкультурные упражнения, подвижные игры в процессе которых дети учились изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать своё пространственное положение по отношению к тому или иному предмету, например, я встал впереди стула, перед столом, справа от меня шкаф, а слева – окно.
Как в процессе специально организованного обучения, так и в свободной деятельности детей, в индивидуальной работе воспитатели использовали специально подобранные дидактические игры и упражнения на данную программную задачу.
• Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их, были справа от него.
• Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
• Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
• Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т. п., называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т. д.
• Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
• Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру проводили без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
• Игра «Путаница». Детям предлагалось правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой. Эта игра в старшей группе усложнялась тем, что увеличивался темп проведения игры.