ЕЛЕНА КОСЕНОК
Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр»
Продолжительность проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Направление: речевое.
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, учитель-логопед, воспитатель группы, родители воспитанников группы.
Возраст детей: 1- й год обучения - 5 - 6 лет.
Публикация «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта:
Работая над ВКР по теме: «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня», мной было выявлено, что у детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями.
Это обусловлено тем, что грамматические значения абстрактны, грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Проблема: недоразвитие операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: повысить уровень развития операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
изучить и проанализировать данные психолого-педагогической литературы по теме;
разработать методику, направленную на исследование формирования операций словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
провести констатирующее и обучающее исследование с целью выявления процессов формирования словоизменения у дошкольников данной группы;
определить результативность проведенной целенаправленной логопедической работы.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, литература); материально - техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал).
Формы работы:
с детьми: занятия, беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, дидактические игры с применением ИКТ, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание;
с педагогами: методические рекомендации, «Мастер класс», консультации;
с родителями: Информационные (выступления на родительских собраниях, сообщения об успехах детей);
Индивидуальные (консультирование родителей, задания для родителей и детей, информация о возникших проблемах);
Ожидаемые результаты:
дети: совершенствование операций словоизменения;
педагоги: актуализация знаний и умений, необходимых для проведения работы по развитию операций словоизменения;
родители: приобретение знаний и умений по использованию практического материала, необходимого для развития операций словоизменения.
Продукт проектной деятельности:
для детей: обогащение развивающей среды способствующей развитию у детей речевых, познавательных и творческих способностей; подборка интерактивных игр; дидактические игры.
для педагогов: картотека «Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения»; подборка интерактивных игр по лексическим темам по формированию процессов словоизменения у детей;
для родителей: занятие с использованием дидактических игр и упражнений для обобщения материала, ранее изученного на занятиях по формированию операций словоизменения; организация выставки дидактических игр, сделанных детьми совместно с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Определение целей и задач проектной деятельности.
Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Первичное обследование детей.
Изучение методической литературы по развитию грамматического строя речи, словоизменения.
Составление перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию операций словоизменения с помощью дидактических игр и упражнений.
Разработка картотеки «Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения».
Изготовление наглядно-дидактических пособий.
Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
Подбор интерактивных игр по лексическим темам по формированию процессов словоизменения у детей.
2 этап. Основной
Проведение дидактических игр, заданий и упражнений по формированию операций словоизменения на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Проведение дидактических игр, заданий и упражнений в индивидуальной работе с детьми.
Проведение интерактивных игр заданий и упражнений в индивидуальной работе с детьми.
Проведение дидактических игр, заданий и упражнений во всех режимных моментах.
Промежуточная диагностика детей.
Мастер - класс «Проведение интерактивных игр по формированию процессов словоизменения у детей».
Рекомендации родителям по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников «Шпаргалки для родителей».
Консультация для родителей «Дидактические игры – делаем сами»
3 этап. Заключительный
Организация выставки дидактических игр, сделанных детьми совместно с родителями.
Итоговое мероприятие: занятие с использованием дидактических игр и упражнений для обобщения материала, ранее изученного на занятиях по формированию операций словоизменения.
Список литературы
1. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб. : ДЕСТВО-ПРЕСС, 2003.
2. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М. : Школьная пресса, 2002.
3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
4. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб. : КАРО, 2006.
5. Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: «Академия развития», 2001.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.
7. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2004.
8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
9. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996.
10. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2005.
11. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М. : «Мозайка-синтез», 2004.
12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико- грамматических представлений. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
13. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – К. : ГИППВ, 1998.
14. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова. Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург, 1998.
15. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дошкольное воспитание. 1999. № 3.
16. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. Выс. Пед. Учеб. заведений. М., 2003.
17. Скворцова И. В. Логопедические игры. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
18. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений/СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.