Папки-передвижки

Методическая разработка «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом» (5 фото)

Ольга Функ
Методическая разработка «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Воспитывает уважительное отношение к культуре, к традициям, обычаям народов Башкортостана; воспитывать нравственные качества личности, такие как толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину и за трудовой народ.

В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического  и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности.

Именно дидактическая   игра  представляет  собой  многоплановое, сложное  педагогическое  явление: она является и игровым методом обучения детей  дошкольного возраста, и формой  обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами  находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Есть много разработанных игр, связанных с изучением быта, традиций башкирского народа.

Я остановила свой выбор на башкирском орнаменте, так как орнамент играл большую роль в жизни башкир. В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.  

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом – причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры. Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ  строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов- имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир- это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

Кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав- тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки,а также ромбы с его многоплановыми вариациями. Кускар - символ производительной деятельности человека, плодородия. Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак - O круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство также свойственна другим народам. Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос»,

Отростки ромба - «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов - «клоп» это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок», узор из попарно соединенных ромбов - «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоса из соединенных углами ромбов - «ветка бадьяна» и другие.

Башкирское народное творчество является важным моментом в воспитании подрастающего поколения. Изучение башкирского орнамента на занятиях открывает просторы для: воспитания чувства любви к родным истокам, поиска связи между музыкой и ДПИ; повторения основ структуры построения орнамента; цветовые отношения и особенности национального колорита; эстетического восприятия орнамента; ритмического построения орнамента; творческой активности детей с особенностями башкирской народной одежды. Развивать творческие способности, чувство цвета, ритма, компоновки. Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству, усидчивость, аккуратность. Формировать отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни. Приобщение к такому поиску детей может стать отправной точкой в их дальнейшей творческой работе. В то же время, знакомство с традициями своего народа – важный воспитательный момент. Кроме того, народное декоративно-прикладное искусство очень выразительно и, как правило, несложно в исполнении и, конечно же, не требует специальных приспособлений и оборудования.

Башкирский орнамент – одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Хоть он и очень древний, народное творчество не теряет свою актуальность и в современном мире. Башкирский орнамент применяется и в дизайне, и в архитектуре, и в не менее известном этно-дизайне, украшениях и т. д.

С целью реализации вариативной части образовательной программы дошкольного образования мною разработаны дидактические игры, направленные на изучение башкирского орнамента, как одного из элементов башкирского народного творчества.

Дидактические игры

1.«Башкирское домино» (для детей 4-7 лет)

Цели этой игры: Учить детей находить одинаковые элементы башкирского орнамента и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов башкирского орнамента. Развивать мелкую моторику рук детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение играть в коллективе. Воспитывать интерес к искусству башкирского народа.

Правила игры:

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

Материалы: 28 карточек с элементами башкирского орнамента.

2.«Найди и собери» (для детей 4-7 лет)

Цель игры:Учить детей находить элементы башкирского узора. Закрепить представление об основных элементах какой-либо орнамента, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к узорам орнамента

Обогатить словарь детей, башкирского национального орнамента. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории башкирского народа и его традициям

Правила игры:

В игре используются большие карточки с башкирским орнаментом и маленькие с элементами башкирского орнамента. Маленькие карточки перемешиваются

1вариант. Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя элемент башкирского орнамента, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на пустую часть большой карточки.

2 вариант. Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя башкирский элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на пустую часть карточки.

Материалы: 6 карточек полей с башкирским орнаментом, 24 карточки с элементами башкирского орнамента.

3. Лото «Народные узоры». (для детей 4-7 лет)

Цель: знакомство с различными народными узорами (элементами русских (городец, хохлома, гжель, элементы дымковской, каргопольской, филимоновской росписей) и башкирских узоров) ; развитие внимания. Игру можно проводить как в паре «ребенок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Учить детей различать элементы росписей. Детей старшего дошкольного возраста – называть, к какому виду росписи относиться данный элемент.

Правила игры:

Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются изображением вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого какая карточка.

Взрослый. Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото – каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие узоры. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. (Дети старшего возраста называют вид росписи).

В конце взрослый подводит итог.

Материалы: 6 карточек – полей, 60 маленьких карточек.

3.«Башкирское лото» (для детей 4-5 лет).

Цель: познакомить детей с элементами башкирского орнамента. Способствовать расширению представлений детей об искусстве башкирского народа. Развивать эстетические чувства.

Правила игры: детям раздается по одной (две)карточки. Ведущий показывает картинки с изображением башкирского орнамента. У кого есть данная картинка, тот поднимает руку, забирает картинку (дети старшего дошкольного возраста могут еще и назвать как называется этот элемент (ы) и закрывает ее клетку на своей карточке. Выигрывает тот, кто правильно назвал и первым закрыл все клетки на своей карточке.

Материалы: 4 карточки – поля, 32 маленькие карточки.

4.«Составь башкирский узор». (для детей 3-4 лет).

Цель: знакомить детей с башкирским орнаментом. Способствовать расширению представлений детей об искусстве башкирского народа. Развивать зрительную память, воспитывать интерес к художественному творчеству.

Правила игры. По образцу нужно собрать башкирский орнамент.

Материалы: 5 образцов, 15 элементов.

Используемая литература:

2. «Академия детства» Азнабаева Ф. Г., Фаизова М. И. ,Агзамова З. А., 2016г.

3. «Синтез искусства» Гасанова Р. Х. ; Уфа «Биро», 2005г.

4. «Я познаю Башкортостан» Агишева Р. Л. ; Уфа «Биро», 2008г.

5. МолчеваА. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995

6. «Башкирское народное искусство» под ред. С. Шитовой; Уфа «Демиург», 2002г.

7. Сведения из интернета:

mages.yandex.ru› башкирский узор

http://bashkort.land.ru/textbook/index.html

Методическая разработка «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом»
Фото «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом»
Методическая разработка - фото
Фото №1 Пояснительная записка Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования Фото №2 В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития нравственного патриотического и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности игре
Публикации по теме:

Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» Дидактическая игра «Семейный бюджет» Возрастная категория: 5-7 лет Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: • Закрепить.

Методическая разработка дидактической игры «Занимательные цифры»Методическая разработка дидактической игры «Занимательные цифры» «Занимательные цифры» Методическая разработка дидактической игры Средняя группа Подготовила: воспитатель Згода Марина Николаевна Цель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом»
Опубликовано: 2 февраля 2025 в 15:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Дидактические игры по ознакомлению детей с башкирским орнаментом»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Функ (УИ 3109756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД