Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.
Публикация «Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков, имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.
Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и оптико-кинетическая, осложненная акустическим недоразвитием). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи, а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например: и, ш, щ, ц, п, т.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений; трудности оптико-пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы. Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Ошибки, характерные для оптической дисграфии :
- ребенок недописывает элементы букв;
- добавляет лишние элементы;
- неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;
- пишет зеркальное изображение букв.
К методам профилактики оптической дисграфии относят :
• формирование зрительного гнозиса:
- назвать предметы по контурам, недорисованные предметы, перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;
- распределить предметы по величине;
- соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;
- срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;
- составить разрезные картинки;
- упражнения «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
- зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,
запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество);
• формирование буквенного гнозиса:
- найди заданную букву среди других: упражнения «Найди букву», «Буква сломалась», «Выложи букву»;
- сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;
- назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;
- дописать букву;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;
- составить печатные буквы из разных элементов: счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы: упражнения «Выложи букву», «Вылепи букву и придумай с ней слово», «Вырежи из частей и наклей»;
• формирование зрительно-пространственного восприятия:
- показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые
части у человека, сидящего напротив;
- рассказать с опорой на картинки, что где находится;
- определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)
- тренировать в употребление пространственных предлогов;
• уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;
- найти букву в ряду похожих;
- реконструировать (преобразовывать) букву,
- дописать (достроить) недостающие элементы буквы;
- соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук);
- упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян: упражнения «Объемные буквы», «Узнай на ощупь», «На что похоже?»;
- срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции, помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии, необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования: рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.
Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш», а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно».
Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.
Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят» : «Учимся писать», «Штриховка», тренажер-пропись «Готовим руку к письму», «Прописи буквы».
В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы: заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином).
Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников.
Найди букву
Задачи: развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
Описание: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.
Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.
Буква сломалась
Задачи: развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Описание: работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание: из различных частей правильно сложить буквы.
Будь внимательным
Задачи: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.
Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Список литературы:
1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.
2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.- 64с. : ил. - (Готовимся к школе).
3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия. - М., 2007.- 124 с.
4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.
5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед. 2014. -№1. - С. 86-93.