Надежда Андреева
Консультация для родителей «Формирование словоизменения у детей с ТНР с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно – логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование словоизменения у детей с ТНР с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям.
Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
1. предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);
2. предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке);
3. предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).
Среди словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются следующие:
1. словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);
2. словосочетания двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы, со значением совместности (чашка с блюдцем).
Для успешного формирования словоизменения лучше всего использовать дидактическую игру, которую можно проводить не только дома, но и во время прогулки, похода по магазинам и т. д.
Дидактические игры и упражнения
1. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных). Ребёнку показывают картинку с изображением предмета и предлагают назвать, кому нужен этот предмет.
Указка – учителю, Кисть – художнику,
Весы – продавцу, Шприц – медсестре,
Термометр – доктору, Ружьё – охотнику.
2. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»)
Спросить у ребёнка кто управляет автобусом – водитель, грузовиком – шофёр, поездом – машинист, вертолётом – вертолётчик, самолётом – лётчик.
3. Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»)
Ребё нок должен ответить на вопрос: «Кому это дадим?»
Сено дадим корове, лошади.
Грибы дадим белке.
Яблоко дадим ежу.
Орехи дадим белке.
Малину дадим медведю.
Косточку дадим свинье.
4. Игра «Один – много» (закрепление употребление единственного и множественного числа существительных по теме «Мебель»)
стол – столы шкаф – шкафы
стул – стулья кровать – кровати
полка – полки диван – диваны
5. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).
Взрослый называет признак и бросает мяч ребёнку. Поймав мяч, ребёнок называет предмет, который обладает этим признаком и возвращает мяч взрослому.
Длинная – лента, дорога, шуба, улица, змея, юбка.
Длинный – поезд, шнурок, огурец, карандаш, нож.
Широкая – улица, лента, дорога, речка.
Широкий – шарф, двор, коридор, подоконник.
Красная – звезда, кофта, лента, ягода, малина.
Красный – помидор, карандаш, пакет, мяч, шарф.
Круглый – мяч, шар, помидор.
Круглое – солнце, яблоко, колесо.