Людмила Зубова
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация статьи
Статья посвящена способам профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Целью и задачами данной работы являются: развитие зрительного восприятия; формирование зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса; обучение дифференциации смешиваемых букв. Раскрываются этапы, задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме. Показаны возможности использования игр с мячом в развитии у детей с ОНР пространственного восприятия и пространственных представлений.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова и фразы: оптическая дисграфия; зрительный гнозис, анализ и синтез; оптико-пространственное восприятие; пространственные представления; зрительно-моторная координация.
Зубова Людмила Ивановна, учитель-логопед, Третьякова Наталья Валентиновна, воспитатель, муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида № 174 «Ягодка», zubova29@mail.ru, pishite.natalye@mail.ru
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
2016 год
Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. Экспериментально доказано, что механизмом оптических нарушений письма являются недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Для решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах ее профилактики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР, чем о путях ее преодоления в школьном возрасте.
Понимая профилактику как систему мероприятий, мы разработали систему работы по предупреждению оптической дисграфии у старших дошкольников с ОНР. Целью работы было устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР III уровня. Для достижения цели решались задачи: развитие зрительного восприятия; формирование зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие буквенного гнозиса; обучение дифференциации смешиваемых букв.
Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме, включались в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Основной целью на подготовительном этапе являлось формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, память, лежащих в основе пространственного ориентирования. Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществлялось с учетом принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем следует переходить к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. Далее использовали материалы с наложенным изображением и зашумлением.
На втором, основном, этапе осуществлялась работа по формированию пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений, которая строилась с учетом уровневой структуры пространственных представлений. Как известно, освоение телесного пространства является базовой системой ориентации в направлениях пространства. Первым шагом работы в данном направлении – маркировка левой руки. Маркировка может быть любая, но она должна отвечать главному принципу – постоянства связи с заданным направлением. В различении своих рук ребенок должен опираться на спектр постоянных ощущений, в дидактических целях искусственно закрепленных за этими направлениями. Маркировка дает ребенку хорошую опору для дальнейшей манипуляции с внешним пространством [3]. Далее отрабатывали понятия «верх», «низ», затем дети знакомились с понятием о направлении пространства, причем все связывается с определенными движениями: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» - шаг, прыжок, «вниз» - приседание. Такие упражнения включались в динамические паузы. Они способствуют развитию чувства ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в схеме собственного тела. Упражнения с движением использовались на занятиях по произношению («Сделайте шаг влево, если услышите звук [с]», формированию лексико-грамматических компонентов («Поднимите руки вверх, если я назову дикое животное, опустите вниз, если назову домашнее», обучению грамоте («Сделайте столько прыжков вперед, сколько слогов в слове «машина»»). Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных направлениях пространства. Игры с движением в средней и верхней зоне на логопедических занятиях включались в психогимнастику. Дети «превращаясь» в птиц, зверей изображали их, демонстрируя повадки животных. Далее дошкольники учились определять направления в пространстве относительно своего тела, действуя по инструкции: «Посмотрите на картинки, которые находятся слева от вас. Определите 1-й звук в названии предметов, изображенных на картинках»; «Чтобы найти конверт с заданием, нужно сделать 2 шага вперед, 1 шаг влево, 3 шага вправо»; «Скажи слово тому, кто находится справа от тебя» и т. п.
Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. Использовали следующие виды заданий: поиск предмета или картинки по описанию его расположения относительно других предметов и самостоятельное описание пространственного положения предмета относительно других предметов. Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются двигательные и графические диктанты. Детям предлагались задания на раскладывание картинок по инструкции, прослеживание нужного направления взглядом. Дошкольники выполняли задания и игровые упражнения с использованием игрового поля, расчерченного на квадраты.
На занятиях по формированию лексико грамматических компонентов на наглядном примере и в игре с мячом отрабатывались пространственные понятия: «высокий - длинный», «большой - огромный», «близкий - далёкий», «маленький - крохотный», «высокий - низкий», «широкий - узкий», «тонкий - толстый», «рядом - далеко - близко». На протяжении всего этапа велась работа по развитию буквенного гнозиса, дифференциации графически сходных букв. С этой целью в занятия по обучению грамоте включались упражнения по подбору зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из элементов. Дошкольники знакомились с объемным вариантом буквы, закрепляли её образ при лепке, вырезании, складывании из геометрических фигур. Осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из пенопласта, наждачной бумаги. Дети упражнялись в узнавании букв в усложненных условиях – на зашумленном фоне, наложенном изображении, узнают недописанные, неправильно написанные буквы и т. д. Особое внимание уделялось знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объяснялось, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз. Необходимой являлась работа по дифференциации смешиваемых букв. С этой целью проводились упражнения на сравнение смешиваемых букв, нахождение общего и различного в их написании; реконструирование одной буквы в другую; шифрование смешиваемых букв при помощи графических опор, а потом их расшифровка; обведение различными цветами смешиваемые буквы [1].
Следующим важным этапом являлось осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в различных направлениях пространства. Мы сочли целесообразно включить игры с мячом ( мячи могут использоваться разные: резиновые, теннисные и сшитые из ткани и т. д.). Мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в работе с детьми с нарушениями речи для развития у них ориентировки в пространстве и координации движений. Система упражнений с мячом направлена на возможность определения себя и предмета в пространственном поле. Это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и обеспечивает пространственную осмысленность движения. Игры распределили по следующим разделам: игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики; игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики; игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве; игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков; игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игра «Мячик прыгает по мне, по груди и по спине» учит ребенка ориентироваться в собственном теле, упражняет в умении правильно употреблять предлоги речи. В играх «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец», «Вратарь», «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» и «Вправо, влево, прокати, только мяч не упусти» упражняя в счёте, закрепляется знание детьми цветов и умение ориентироваться в пространстве. Комплекс игр с мячом для ног совершенствуют координацию движений, ориентировку в пространстве так же в этих играх используются элементы самомассажа [2].
Таким образом, система профилактической работы, направленная на развитие зрительно пространственного восприятия, координации, ориентировки в пространстве у старших дошкольников с ОНР, поможет им в начальной школе избежать трудности в усвоении письма, тем самым сделает обучение детей в первом классе более успешным.