Алена Бураева
Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вопросы теории, методики и практики формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учё ных: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Б. Т. Лихачёва, Т. С. Комаровой, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, К. В. Тарасовой, Р .М. Чумичёвой, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой и других.
Публикация «Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В результате проведённых ими исследований было доказано, что период старшего дошкольного возраста является наиболее сензетивным к восприятию искусств, в силу чего формирование художественно-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятий разнообразными видами художественной деятельности, требующей большой сенсорной культуры [2].
I) Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей с ОНР.
Заучивание стихов — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Алябьева Е. А. считает, что это один из самых трудоемких процессов, овладение которым влияет на развитие всех базовых психических процессов речевой деятельности и тем самым благоприятно сказывается на коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников.
Превращение такой деятельности педагогом в игру с доступными для детей образами картинками (изографами, которые могут выполняться самим ребенком, или предлагаются педагогом в увлекательной форме для «прочтения», делает сложный процесс заучивания увлекательным и доступным.
Метод изографического моделирования синтез продуктивной деятельности (выполнение рисунков, символов самим ребенком) и прочтение стихотворного текста по выполненной модели. По Карнауховой Я. Б., преобладание в старшем дошкольном возрасте наглядно-образного мышления, непроизвольности процессов внимания и зрительной памяти дает основания для использования предлагаемого направления и открывает его широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста детьми, что особенно важно, при коррекции речевого недоразвития [1].
При заучивании с детьми стихотворений перед педагогом стоит две задачи:
1) добиваться хорошего запоминания стихотворения, то есть развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;
2) учить детей читать стихотворение выразительно.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно [1].
II) Использование музыкально–ритмических приемов на логопедических занятиях с детьми с ОНР.
В качестве средства оптимизации и обогащения коррекционно-развивающей работы с старшими дошкольниками с нарушениями речи предлагается использование на логопедических занятиях музыкально-ритмических приемов обучения.
Связь между музыкой и речью основана на: общих с антропологической точки зрения способах переноса акустической информации музыкальных и речевых комплексов от анализаторов к коре головного мозга и ее распознавание; аналогичных выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (удар) и просодия.
Специфические свойства музыкального ритма, влияющие на формирование речевой функции, описали в своих трудах классики логопедии и психологии (Е. Ф. Рау, Ю. А. Флоренская, Н. С. Самойленко, М. Е. Хватцев и др., указывая их неразрывную взаимосвязь.
Музыка предоставляет широкие возможности для воздействия на процесс формирования речи [4].
III) Логопедические занятия на основе народных и авторских сказок.
С древних времен воспитательные и образовательные задачи помогала решать сказка. О ее развивающей и воспитывающей роли в обучении и воспитании детей писали видные отечественные педагоги Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, теоретики детской литературы С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, выдающиеся фольклористы В. Я. Пропп, М. А. Рыбникова [3].
На примере сказок, потешек, песенок дети узнают о повадках животных, сезонных изменениях в природе, правилах поведения, морали, нравственности. Сказки благодатный материал для развития речи, логического мышления, воображения, внимания и памяти.
Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сказочный мир увлекает ребенка, его захватывает динамичность событий. Погружаясь в сказку, ребенок следит за сюжетом, сопереживает героям, его речь и психические процессы развиваются незаметно, в игре.
Коростелева Н. А. выделяет следующие коррекционные задачи, которые в логопедии можно решать с помощью сказочных сюжетов:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы;
- формировать взаимосвязь в работе всех анализаторов;
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда с детьми.
Развивающие игры и задания на основе использования сказочных сюжетов для составления занятий по развитию связной речи и лексико-грамматического строя гармонично вплетаются в сюжет знакомой детям сказки (народной или авторской). «Дети проживают» различные ситуации вместе с героями, сопереживая им, помогают решить какие–то трудности, достичь цели [3].
Вывод:
Развитие речи в процессе художественно–творческой деятельности у детей с общим недоразвитием речи имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности. Значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Список использованных источников
1. Карнаухова, Я. Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей младшего школьного возраста с ОНР/ Я. Б. Карнаухова// Логопедия. — 2011. № 1. — С. 63 — 65.
2. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М. 1994Г., — с. 24 — с. 31;
3. Коростелева, Н. А. Логопедические занятия на основе народных и авторских сказок/ Н. А. Коростелева// Логопед. — 2013. — № 5. —
С. 60 — 67.
4. Матросова, Т. А. Использование музыкально–ритмических приемов на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи/ Т. А. Матросова// Логопедия. — 2011. — № 2. — С. 46