МААМ-картинки

Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида

Ольга Королькова
Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Тема по самообразованию

Корольковой Ольги Ивановны, учителя

«Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(Краткое изложение проблемы исследования)

Публикация «Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида» размещена в разделах

Актуальность исследования состоит в том, что теория и практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной работы – это применение детьми оценки и контроля за своими действиями и действиями товарищей.

Умение ребенка осознавать поставленную перед ним задачу, объективно оценивать результат, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять процесс и результат собственной деятельности с заданным образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью – важнейшая предпосылка не только успешной коррекционной работы, но предпосылки умственного развития и общей познавательной активности детей.

Проблема исследования:

Формирование оценочно – контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости является одним из условий повышения эффективности коррекционной работы, но как таковая система работы по формированию оценочно – контрольных действий у детей данной категории остается недостаточно разработанной.

Объект исследования – речевая деятельность школьников с легкой степенью умственной отсталости, уровень сформированности оценочно – контрольных действий.

Предмет исследования – процесс формирования оценочно – контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе уроков.

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение проблемы обучения и воспитания детей с легкой степенью отсталости в школе, я поставила перед собой ЦЕЛЬ:

Выявить пути формирования оценочно – контрольных действий в процессе уроков, изучить наиболее эффективные методы и приемы по формированию у детей с легкой степенью умственной отсталости оценочно – контрольных действий.

Задачи исследования:

1. Изучить реальные возможности и средства формирования осознанного отношения к речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, а также возможности школьников оценивать и контролировать учебно – речевую деятельность;

2. Выявить критерии и мотивировки оценочно – контрольных действий школьников с легкой степенью умственной отсталости, определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно – контрольных действий на уроках.

3. Разработать систему работы формирования оценочно – контрольных действий в учебно – речевой деятельности школьников с легкой степенью умственной отсталости.

В соответствии с целью и задачами в течение учебного 2015 -2016 учебного года с учеником надомного обучения В. Данилом проводился констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента явилось: проведение обследования и изучение оценочно –контрольных действий ребенка с легкой степенью умственной отсталости.

При составлении схемы обследования школьника, я руководствовалась методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой,

О. В. Правдиной, Р. Лурия, которые были систематизированы

Н. М. Трубниковой.

Оценочно – контрольные действия тестировались по методике тестирования речевого развития детей А. М. Богуш. Все критерии оценочно – контрольных действий были повзаимствованы у

А. М. Богуш и адаптированы для детей с легкой степенью умственной отсталости

Данные констатирующего эксперимента наглядно показали, что данный ребенок имели значительные отклонения, что доказывает наличие легкой степенью умственной отсталости. Результаты обследования оценочно – контрольных действий показали, что у ребенка с легкой степенью умственной отсталости очень низкий уровень оценочно –контрольных действий.

Данные обследования оценочно – контрольных действий подтвердили необходимость проведения коррекционной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости и формированию у этих детей оценочно – контрольных действий. Коррекционная работа должна проводиться в комплексе – коррекция звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, развития словаря, лексико – грамматических категорий, связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости и формирования у них оценочно – контрольных действий.

Исходными теоретическими и методическими положениями при составлении системы работы по формированию оценочно – контрольных действий стали :

- во-первых, теория Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, поскольку оценка и контроль, без сомнения, являются умственными действиями;

- во-вторых, положение о постепенном переходе от игровой деятельности школьников к учебной, поэтому включение оценки и контроля, как компонентов игровой деятельности велось на фоне ведущей для детей этого возраста – учебной.

- В - третьих, формирование связной речи на уроках по программе Бгажноковой на всех уроках

Обучающая система по формированию оценочно – контрольных действий включает 5 этапов :

На первом этапе ребенок получает ориентировочную основу действия оценки и контроля, образец действия, т. е. образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа и правильный способ выполнения этого действия. Ребенка обучают анализу предложений по образцу педагога, учат составлять связные рассказы по готовому плану и сравнивать, соотносить результат с заданным планом.

На втором этапе детей обучают внешнему действию оценки и контроля. В основе – материализованное умственное действие в виде схем и фишек.

В системе игр и упражнений предусматривается намеренное допущение ошибок (в словах, усвоенных на уроках) в речи нейтральных персонажей; услышав ошибку, ребенок отмечает на схеме предложения карандашом слово, в котором допущена ошибка, а затем исправляет его. Постепенно увеличивается количество ошибок. На этом этапе проводится работа и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Также предлагается работа по формированию оценочно – контрольных действий при восприятии детьми связного текста с помощью наглядных опор, математических действий.

На третьем этапе детей обучают формулировать словесно само - и взаимооценку выполненных действий. Схемы и фишки, помогающие фиксировать контроль и оценку заменяются проговариванием ошибки вслух и ее фиксированием черточкой на полоске бумаги. Затем анализируются слова, предложения и исправляются ошибки.

На четвертом этапе действия ребенка ограничиваются проговариванием ошибки вслух. Действия осуществляются в речевой форме. Эта форма еще остается внешней и доступна контролю.

На пятом этапе происходит превращение внешней речи во внутреннюю, речь «для себя», «действия по формуле». Это связано с быстрым сокращением речевой оболочки действия. Внешние опоры заменяются планом. План предстоящего рассказа служит одновременно средством и способом обучения школьников легкой степенью умственной отсталости действиям оценки и контроля.

Проводимое в течение учебного года исследование позволяет сделать вывод, что после экспериментального обучения значительно уменьшилось количество ошибок, допускаемых ребенком на уроках.

По данным контрольных обследований, значительно уменьшалось количество грамматических ошибок в речи ребенка. Кроме того, в ходе обучения Винокуров Данил в небольшой степени овладел сложными интеллектуальными умениями по составлению плана предстоящего рассказа, научился использовать план в качестве образца, средства для осуществления действий оценки и контроля в ходе речевой деятельности. Последнее играет существенную роль в плане реабилитации и речевой подготовки школьников с таким диагнозом как легкой степенью умственной отсталости к успешному обучению в школе, к будущей социализации.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида ГКОУ РО школа - интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска Выступление на тему: «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании.

Дидактическая игра как средство оценки сформированности универсальных регулятивных учебных действий младших школьников Что есть дидактическая игра? – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения.

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы. Как часто мы слышим.

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи.

Календарно-тематическое планирование на полугодие по предмету «Сказкотерапия» для 9 класса школы VIII вида Сказкотерапия ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные,.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект занятия для воспитанников II ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: Виртуальная экскурсия в Урайский профессиональный колледж Цель:Познакомить воспитанников с Урайским профессиональным колледжем. Задачи:.

Конспект занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Музей игрушки» Конспект занятия «Музей Игрушки». Цели. Образовательные. Дать представление о музее, о видах музеев. Формировать знания об игрушках, учить.

Развлечение «Веселые потешки» для детей с легкой степенью умственной отсталости ЦЕЛЬ: Вызвать эмоциональный отклик на содержание потешек, действия взрослого; развивать мелкую моторику рук, чувство ритма; стимулировать.

Статья «К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики» Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида
Опубликовано: 15 января 2017 в 16:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Королькова (УИ 365440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД