Ольга Королькова
Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию
Корольковой Ольги Ивановны, учителя
«Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(Краткое изложение проблемы исследования)
Публикация «Формирование оценочно-контрольных действий у школьников с легкой степенью УО на уроках в школе VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Актуальность исследования состоит в том, что теория и практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной работы – это применение детьми оценки и контроля за своими действиями и действиями товарищей.
Умение ребенка осознавать поставленную перед ним задачу, объективно оценивать результат, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять процесс и результат собственной деятельности с заданным образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью – важнейшая предпосылка не только успешной коррекционной работы, но предпосылки умственного развития и общей познавательной активности детей.
Проблема исследования:
Формирование оценочно – контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости является одним из условий повышения эффективности коррекционной работы, но как таковая система работы по формированию оценочно – контрольных действий у детей данной категории остается недостаточно разработанной.
Объект исследования – речевая деятельность школьников с легкой степенью умственной отсталости, уровень сформированности оценочно – контрольных действий.
Предмет исследования – процесс формирования оценочно – контрольных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе уроков.
Принимая во внимание теоретическое и практическое значение проблемы обучения и воспитания детей с легкой степенью отсталости в школе, я поставила перед собой ЦЕЛЬ:
Выявить пути формирования оценочно – контрольных действий в процессе уроков, изучить наиболее эффективные методы и приемы по формированию у детей с легкой степенью умственной отсталости оценочно – контрольных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить реальные возможности и средства формирования осознанного отношения к речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, а также возможности школьников оценивать и контролировать учебно – речевую деятельность;
2. Выявить критерии и мотивировки оценочно – контрольных действий школьников с легкой степенью умственной отсталости, определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно – контрольных действий на уроках.
3. Разработать систему работы формирования оценочно – контрольных действий в учебно – речевой деятельности школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В соответствии с целью и задачами в течение учебного 2015 -2016 учебного года с учеником надомного обучения В. Данилом проводился констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось: проведение обследования и изучение оценочно –контрольных действий ребенка с легкой степенью умственной отсталости.
При составлении схемы обследования школьника, я руководствовалась методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой,
О. В. Правдиной, Р. Лурия, которые были систематизированы
Н. М. Трубниковой.
Оценочно – контрольные действия тестировались по методике тестирования речевого развития детей А. М. Богуш. Все критерии оценочно – контрольных действий были повзаимствованы у
А. М. Богуш и адаптированы для детей с легкой степенью умственной отсталости
Данные констатирующего эксперимента наглядно показали, что данный ребенок имели значительные отклонения, что доказывает наличие легкой степенью умственной отсталости. Результаты обследования оценочно – контрольных действий показали, что у ребенка с легкой степенью умственной отсталости очень низкий уровень оценочно –контрольных действий.
Данные обследования оценочно – контрольных действий подтвердили необходимость проведения коррекционной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости и формированию у этих детей оценочно – контрольных действий. Коррекционная работа должна проводиться в комплексе – коррекция звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, развития словаря, лексико – грамматических категорий, связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости и формирования у них оценочно – контрольных действий.
Исходными теоретическими и методическими положениями при составлении системы работы по формированию оценочно – контрольных действий стали :
- во-первых, теория Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, поскольку оценка и контроль, без сомнения, являются умственными действиями;
- во-вторых, положение о постепенном переходе от игровой деятельности школьников к учебной, поэтому включение оценки и контроля, как компонентов игровой деятельности велось на фоне ведущей для детей этого возраста – учебной.
- В - третьих, формирование связной речи на уроках по программе Бгажноковой на всех уроках
Обучающая система по формированию оценочно – контрольных действий включает 5 этапов :
На первом этапе ребенок получает ориентировочную основу действия оценки и контроля, образец действия, т. е. образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа и правильный способ выполнения этого действия. Ребенка обучают анализу предложений по образцу педагога, учат составлять связные рассказы по готовому плану и сравнивать, соотносить результат с заданным планом.
На втором этапе детей обучают внешнему действию оценки и контроля. В основе – материализованное умственное действие в виде схем и фишек.
В системе игр и упражнений предусматривается намеренное допущение ошибок (в словах, усвоенных на уроках) в речи нейтральных персонажей; услышав ошибку, ребенок отмечает на схеме предложения карандашом слово, в котором допущена ошибка, а затем исправляет его. Постепенно увеличивается количество ошибок. На этом этапе проводится работа и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Также предлагается работа по формированию оценочно – контрольных действий при восприятии детьми связного текста с помощью наглядных опор, математических действий.
На третьем этапе детей обучают формулировать словесно само - и взаимооценку выполненных действий. Схемы и фишки, помогающие фиксировать контроль и оценку заменяются проговариванием ошибки вслух и ее фиксированием черточкой на полоске бумаги. Затем анализируются слова, предложения и исправляются ошибки.
На четвертом этапе действия ребенка ограничиваются проговариванием ошибки вслух. Действия осуществляются в речевой форме. Эта форма еще остается внешней и доступна контролю.
На пятом этапе происходит превращение внешней речи во внутреннюю, речь «для себя», «действия по формуле». Это связано с быстрым сокращением речевой оболочки действия. Внешние опоры заменяются планом. План предстоящего рассказа служит одновременно средством и способом обучения школьников легкой степенью умственной отсталости действиям оценки и контроля.
Проводимое в течение учебного года исследование позволяет сделать вывод, что после экспериментального обучения значительно уменьшилось количество ошибок, допускаемых ребенком на уроках.
По данным контрольных обследований, значительно уменьшалось количество грамматических ошибок в речи ребенка. Кроме того, в ходе обучения Винокуров Данил в небольшой степени овладел сложными интеллектуальными умениями по составлению плана предстоящего рассказа, научился использовать план в качестве образца, средства для осуществления действий оценки и контроля в ходе речевой деятельности. Последнее играет существенную роль в плане реабилитации и речевой подготовки школьников с таким диагнозом как легкой степенью умственной отсталости к успешному обучению в школе, к будущей социализации.