Анна Ваулина
Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы.
Как часто мы слышим фразу «духовно-нравственное воспитание». Что оно означает, что мы стараемся воспитать? Прежде всего, нужно разобраться в этих понятиях. Рассмотрим значение этих слов, определив их корни: «духовный» от слова «дух»[3] – то, что наполняет душу человека. Есть выражение «здоровый дух»; то есть духовное воспитание есть воспитание здорового духа. «Нравственное» от «нрав», «норов»[3] – то, что связано с поведением, характером. Если соединить всё это воедино, то мы должны воспитать здоровую личность, которая принимает нравы общества, ведь часто личность может и жить по правилам общества, но не принимать их в душе, в этом случае возникает некое противоречие, дисгармония в отношениях человека и общества.
Темочки:
- Литература. Уроки литературы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Казалось бы, всё просто, и мы должны воспитать личность, принимающую нравы социума, однако возникает проблема: может ли являться абсолютной истиной для каждого человека то, что нравственно для общества? Наша литература приводит примеры, которые заставляют глубоко задуматься над этим вопросом. Так, в повести «Дети подземелья» общество знает, что воровать позорно, зло, вредно, безнравственно; но Валек ворует, а Вася, главный герой, не может его осудить, видя, как он и его сестра Маруся страдают. Значит, есть что-то ещё, что определяет поведение человека, кроме разумных моральных норм общества, и, на мой взгляд, это душа, духовная составляющая человека, или, другими словами, совесть – ведь она и становится тем мерилом, благодаря которому Вася делает правильный выбор.
Каким же образом всё это можно объяснить молодым читателям? Как на уроке литературы суметь совместить все эти понятия, показать их взаимосвязь так, чтобы они правильно поняли разницу между тем, как поступать и жить по каким-либо законам морали или же по совести, руководствуясь сердцем.
Литература – это как раз огромный источник, из которого можно почерпнуть много примеров, сложных, неоднозначных, при которых человек стоит перед нравственным выбором, когда поступок, казалось бы, неверный на первый взгляд, становится единственно правильным, потому что совершён по зову сердца, а оно никогда не обманывает. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым»[2], – пишет Д. С. Лихачёв.
Главным вопросом в этом случае становится умение учителя верно сделать выбор необходимой литературы. Я считаю, что здесь несомненна роль произведений на тему Великой Отечественной войны, ведь именно на войне, во время тяжёлых и страшных испытаний, которые приходится переживать человеку он может по-настоящему себя проявить: нельзя солгать, избежать ситуации, нужно сделать нравственный выбор, от которого зависит главное – сохранишь ли ты человеческое лицо. Именно произведения о войне несут в себе вечные истины, способствуют выработке нравственной жизненной позиции, они доступны пониманию учащихся и не могут оставить их равнодушными, заставляя задуматься о вечных, истинных ценностях. Кроме того, существует мнение, что «именно война спасла нашу литературу от окончательного загнивания, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей»[1], ведь о таких понятиях, как: любовь и ненависть, жизнь и смерть, боль и разлука – невозможно писать, следуя каким-либо идеологическим установкам. Правда жизни диктует своё, тем самым наполняя книги общечеловеческим содержанием.
Однако выбрать и взяться за изучение произведений о войне – дело не простое. Встаёт вопрос о верной их интерпретации, умелой постановке вопросов, чтобы направить учащегося на единственно истинный путь прочтения текста, потому что ведь всё-таки по совести поступить можно только так, а не иначе. При этом нужно отметить, что учитель, конечно же, во-первых, должен сам чётко и точно понимать замысел автора и внутренне быть с ним согласен, а во-вторых, умело ставить вопросы, которые не должны быть сложными и в то же время слишком простыми, как сказал Гё те: «Если хотите, чтоб вам умно отвечали, спрашивайте умно».
Рассмотрим данные вопросы на конкретных примерах. При выборе пути анализа произведения, я считаю, нужно опираться на авторскую идею произведения. Например, в повести М. Шолохова «Судьба человека» она отражена в заглавии. Если судить по названию произведения, образ Андрея Соколова – это обобщённый образ, с помощью которого показана одновременно и судьба конкретного человека, и судьба целого народа, пережившего войну. Этот истинный герой Великой Отечественной войны становится символом несгибаемой воли, нравственной чистоты. В его образе автор отдал дань памяти подвига тех, кто приближал великую Победу, доказал, что главное в нашей жизни – Мир, Любовь, Сострадание. Выбрать верный путь анализа произведения, расставить акценты при рассматривании образа, оценке его поступков, конечно, очень важно. При неумелом анализе может произойти не положительный воспитательный эффект, а, напротив, отрицательный. И даже если мы оставляем за учеником выбор, так называемый открытый финал анализа текста, все равно мы невольно его должны подтолкнуть к решению проблемы. Если же этого не произойдёт, то может возникнуть неразбериха в голове учащегося, и смысла изучения произведения не будет. Редко кто из детей способен самостоятельно сделать правильный вывод о прочитанном произведении, так как дети в таком возрасте ещё ведомы и должны ощущать поддержку и надёжную опору в лице преподавателя.
Многое зависит, конечно, от личности учителя, от его собственного мнения о произведении, которое может вполне меняться с годами, углубляться, но обязательно должно быть, в противном случае учителю не стоит и браться за анализ текста.
Рассмотрим и вторую, не менее важную проблему, связанную с выбором методов и приёмов изучения произведений о войне, с постановкой вопросов при их обсуждении.
Конечно, методы изучения подобных произведений могут быть разнообразны. Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы должен прежде всего думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время. На мой взгляд, очень успешны уроки, на которых возникает живая, душевная беседа, сопровождающаяся чтением важных моментов книги. На таких уроках важно так ставить вопросы, чтобы учащиеся проникли в художественную ткань произведения, как можно глубже поняли авторский замысел, сумели сопереживать; нужно постараться, чтобы учащихся действительно «задело» то, о чём пишет автор; только тогда возможна польза от изучения произведения с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Иначе уроки литературы могут превратиться в «бред», на которых рассматривались какие-то отстранённые и нереальные образы и истории, похожие на жизнь, но не являющиеся ими; всё это объясняется тем, что события войны уже очень далеки современным школьникам : уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои впечатления о войне, живых почти не осталось.
Вот несколько примеров того, какие задания и вопросы, на мой взгляд, могут вызвать ребят на эмоциональный разговор по повести «Сашка» В. Кондратьева: какие чувства испытывает Сашка, когда стягивает сапоги с убитого немца? Опишите состояние Сашки, когда он должен был исполнить приказ – выстрелить в немецкого пленного? Опишите состояние пленного? Почему Сашка не смог исполнить приказ? Прочитайте выразительно эту сцену, попытайтесь интонационно голосом передать душевное состояние героя.
Конечно, очень полезны творческие работы, при которых могут раскрыться, выразить свои мысли и чувства о прочитанном даже замкнутые, не совсем хорошо владеющие устной речью ребята. При написании сочинения учащийся ещё раз может вспомнить, прочувствовать какие-то важные для него эпизоды, «пропустить» через себя художественное произведение. Например, по повести «Сашка» В. Кондратьева можно ребятам предложить такую тему сочинения: «Что изменилось во мне после прочтения повести».
Особую роль при знакомстве ребят с произведениями на тему войны играют литературно-музыкальные композиции, которые могут готовиться силами учеников разных классов. Ребята не просто при этом играют роли, а как будто проживают на сцене волнующие минуты; очень сильно эмоциональное воздействие таких мероприятий. Именно воспоминания об этих ярких минутах, мне кажется, и являются самым действенным средством духовно-нравственного воспитания.
В итоге, хочется отметить, что, конечно, могут меняться люди, время, взгляды, но духовно-нравственная составляющая должна быть неизменной. В соответствии с ней для школьной программы избираются именно важные для жизни детей произведения, которые помогают им стать настоящими людьми, поэтому роль произведений на тему Великой Отечественной войны несомненна и, конечно, тесно связана с личностью учителя, с его духовно-нравственной культурой.
1. Дмитриенко С. Что такое «современная русская литература»?// сб: Я иду на урок литературы. Современная русская литература : 1970 – 1990-е годы: Книга для учителя. – М. : Первое сентября, 2001 – с. 5-14
2. «Письма о добром и прекрасном» / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. – М. : Дет. Лит., 1985. – 207 с. – 207с. – (3-е изд., доп. – М., 1988; 3-е изд. – М., 1989).
3. Словарь русского языка ОК. 53000 слов / С. И. ; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 1200с.