Папки-передвижки

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида

Ирина Ищенко
Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы. Задача логопеда: научить ребенка слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие.

Публикация «Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида» размещена в разделах

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является на-рушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к

приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей.

Хочу отметить, что в последние годы все чаще и чаще в специальные коррекционные школы попадают дети неговорящие. Стало больше неговорящих детей с сочетанной патологией.

Енакиевская специальная общеобразовательная школа-интернат, где я работаю учителем-логопедом, не исключение. Кроме основного диагноза (легкая умственная отсталость) у нас обучаются дети с сопутствующими диагнозами, такими как: синдром Дауна, РДА, стертая форма дизартрии, алалия.

Обычные логопедические приемы не всегда воздействуют, не всегда имеют результаты в работе с такими обучающимися.

В настоящее время в логопедии образовался крен в плане использования общих методик, применительно к безречевым детям, а необходимо использовать специальные методики. Общепедагогические приемы дают результат, конечно, но он не сравним с тем результатом, который можно получить, применяя специальные методики.

Применяя методики многих авторов, хочу особо остановиться на той, которая дает результат. В своей школе я ее применяю два года.

Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его речевого диагноза.

К нам в школу приходят дети с 6-7 лет, бывает и в более поздние сроки. Приходят и такие дети, которые ранее нигде не обучались, к логопеду никогда не обращались. Согласитесь, вызывать звуки у неговорящего ребенка в 6-8 лет или начать развитие и коррекцию речи в этом возрасте гораздо проблематичнее, чем в дошкольном возрасте. Кроме вызывания звуков, их усвоения в речи, в школе необходимо обучать детей чтению и письму.

В работе с неговорящими детьми я использую "Методику формирования языковой системы" (МФЯС, разработанную московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной.

Применяя в работе такую наглядность, как: карты с окнами, символы звуков и линейки с кнопками, неговорящие дети успешно усваивают вызванные звуки и закрепляют буквы. Такую же наглядность применяю в работе с остальными обучающимися - логопатами подготовительного и 1 классов на фронтальных и индивидуальных занятиях для закрепления звуков и букв, плавного слияния звуков и слогов.

Методика Тамары Никифоровны Новиковой–Иванцовой не просто позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям, но также помогает логопедам в работе с детьми, владеющими речевым навыком, испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.

Автор методики подчеркивает, что сейчас стоит задача не просто исправление звукопроизношения, не просто формирование слоговой структуры, а именно формирование вербальной коммуникации по законам родного языка. Чтобы формировать вербальную коммуникацию по законам родного языка надо обязательно формировать предметную деятельность, так как вся наша речь, весь наш язык основывается на продуктивной деятельности. Эту продуктивную деятельность надо формировать в рамках тактильного, слухового и зрительного восприятия, памяти и мышления. Нужно совершенствовать либо формировать паралингвистические средства, затем ритмико-мелодико-интонационную базу языка, а дальше переходить к формированию звукопроизношения по законам возрастной фонетики. В норме у неговорящего ребенка звук не возникает изолированно, звук всегда возникает как комплекс, он возникает в слоге. Поэтому, работая с неговорящими звуки не ставятся, а вызываются по законам онтогенеза, вызываются сразу в слоге. Из слогов формируются слова. Затем формируется связная речь – диалог и монолог.

Способы восстановления функций речевого аппарата

Чтобы обучить неговорящего ребенка необходимо:

1. Создать условия для активации речевых процессов

2. Непрерывно обучать способности самостоятельно говорить.

Данная методика направлена на выполнение этих двух важных аспектов.

Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из нескольких важных этапов:

Крик

Появление крика связано с рефлексами человека и появляется он, как результат на действие неких внешних раздражителей. В основном это состояния, вызывающие у ребенка дискомфорт, такие как болезненные ощущения, жажда или голод и прочее. В соответствии с нормой крик должен носить громкий и звонкий характер, его также отличает короткий вдох и длинный выдох. У детей с нарушением работы нервной системы крик бывает либо слишком оглушающим. Либо чрезмерно тихим и больше напоминает всхлипывании. Также его может и вовсе не быть. Обычно период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.

Гуление

Гуление – это распевное произношение протяжных гласных звуков, которое часто сочетается с согласными. Интонационная выразительность – это основной фактор, на который должны обращать внимание родители в данный период. Это связано с тем, что речевой аппарат ребенка готовится начать произносить звуки, запоминает интонацию, пытается управлять ею. Ребенок должен улавливать речь родителя, реагировать на нее смехом или набором звуков. На данном этапе важна его эмоциональная связь с родителем.

Лепет.

В возрасте 5-9 месяцев начинается стадия лепета, которая является, по сути, многократным повторением слогов, сочетающих гласные и согласные буквы, таких как «ма», «ба», «па» и других. На этом этапе происходит развитие длительности выдоха и активация слухового внимания. К 10 месяцам у ребенка начинают вырываться лепетные слова, как правило, состоящие из двух идентичных слогов, таких как: «мама», «папа», «баба» и другие.

К 1 году словарь ребенка должен включать в себя 10 или более слов. В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить краткие фразы.

Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, то деформируется вся система речи. Очень важно восстановить все этапы, как раз в этом направлении работает методика Новиковой-Иванцовой. В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз.

Речевые и языковые явления

Общение при помощи речи прерогатива человеческого общества, и все что мы говорим нужно рассматривать с двух позиций, с позиции языка и с позиции речи. Общение подразумевает обмен мыслями, т. о. должно быть наличие мысли и механизма, преобразующего мысль в исходящую вовне осознанную совокупность звуков и действий. При помощи этого механизма преобразования мысль выходит вовне. Там где мысль, там язык, там где производство, непосредственно артикулирование, там речь. Речь и язык это одно единое целое. Их можно условно разделить, но в природе один без другого существовать не могут. Существуют определенные коды в языке. Непосредственно артикулирование осязаемо, его можно услышать ухом, можно уловить движение органов артикуляции, в логопедии данные речевые процессы на слуху, мы исправляем звуки, работаем над темпом, ритмом и т. д. но логопедия это не только речь, а еще и язык. Упомянутые языковые мыслительные коды тоже входят в раздел логопедии и их надо знать.

Всего существуют 4 кода:

лексический

фонетический

грамматический

синтаксический

Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления.

Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов. Структура кодов просматривается в онтогенезе. Если рассмотреть психоречевое развитие ребенка в онтогенезе (онтогенез- развитие одного человека от рождения и далее, то мы получаем схему этих кодов.

Коды сами по себе отдельно существуют только условно. В жизни они как единое целое, и мы их искусственно разделяем для того чтобы изучить и сформировать. Задача их объединить в единое целое, чтобы они были, как единый мыслительный аппарат. Речевые явления имеют локализацию, т. е. местоположение в голове. А языковые явления, языковые коды местоположения не имеют. Для того, чтобы получить какой-то определенный код, как продукт, должен работать весь мозг в целом. Потому что это мышление. Мышление и язык это единое целое. Мы свою мысль реализуем в языковых явлениях (кодах). Мысль возникает как некая точка светящаяся, как клубочек, как целое у нас в голове, а когда мы пропускаем ее через речевой аппарат, она выстраивается в линеечку. И получается линейное обозначение. В языке это точка, клубочек, в речи это линия.

Для того чтобы наша мысль перешла в вербальное состояние, происходит декодировка.

Для будущих языковых явлений одним из самых главных параметров при порождении языковых явлений является ритм и темп. А потом на ритм и темп накладывается содержательная сторона. Поэтому необходимо начинать формировать ритмы, темпы и эмоциональную основу. От ритмов и темпа зависит реализация языковых явлений в речи. Особенно для русского языка важен ритм, темп и интонация. От ударения меняется содержание слова, например, зАмок, замОк. Если не будет ритма и темпа, не просто не будет плавности речи, не будет естественного разворачивания мысли.

Особенно важны ритм и темп при алалии и тех патологиях с которыми работают при нарушении переключения речи (нарушении организованной ритмизованной деятельности).

Познакомившись с сутью методики, а также просмотрев множество практического материала, вебинаров для логопедов, размышлений Тамары Никифоровны о логопедической работе, я долго думала о том, как мне можно применить эти практические наработки в условиях коррекционной школы-интерната с умственно отсталыми детьми.

Работая с алаликами, начала с массажа на ощущение органов артикуляции.

Понятно, что для постановки звуков нужна долгая фонация гласных.

При вызывании звуков обязательно использую картотеку картинок-символов звуков по Фомичевой М. Ф. (слайд 2-4)

А-А-А-А

О-О-О-О

У-У-У-У

Важно, чтобы ребенок научился ощущать вибрацию

Работаем «лицо в лицо»

Механическим путем формируем не звук, а слог.

Козочка – ме-ме

Мышка – пи-пи

Паровоз – ту-ту

Предварительно обследую/изучаю, что есть у ребенка. И, из того, что есть у него начинаю работать над этим. Если есть «ма-ма» продолжаю работу над сменой гласных «МЭ-МЭ» с обязательной визуальной опорой на карточки с изображением корова-Эдик. Потом идет отработка со сменой согласных

Звуки вызываю из слогов. Отработанные слоги сразу ввожу в слова. Параллельно идет работа над дыханием и артикуляционной гимнастикой.

2 раза в неделю по 2-3 минуты проводится гимнастика мимической мускулатуры лица. Формируя мимический праксис, мы создаем базу для формирования артикуляции.

Для мимики использую упражнения:

Брови – удивился, рассердился

Переносица –«не нравится запах»

Глаза – «спи глазок, спи другой»

Щеки – «толстый-тонкий», «поцелуйчики»

При выполнении мимических упражнений рот закрыт, лицо спокойно. Упражнения выполняются статично (получили, и держим под счет до 3-х) либо динамично (со сменой позиций, соблюдая четкую фиксацию.

На каждом занятии выполняем по 3 упражнения 4-5 раз каждое.

Дыхательная гимнастика

Формируем воздушную струю, отрабатывая направление, силу и длительность. На каждом занятии отрабатываем либо силу, либо длительность, либо направление. Дети сдувают с руки (книги, любой плоской поверхности) ватку, соломинку… Рука находится на уровне рта, спина прямая.

У алаликов не бывает сохранной структуры слова.

Поэтому при отработке слоговой структуры слова ритм идет впереди Сначала отрабатывается ритмический рисунок слова, а затем уже слоговая структура.

Работа над слоговой структурой включает такие разделы:

1. Ритмы

2. Слоги

3. Слова

Чтобы начать работать над ритмами необходимо иметь их символы.

(слайд 6-9)

Начинать надо с дифференциации ритма «один»- «много».

«Один» - один хлопок в ладоши, делая «замок» (обязательно зажимаем пальцы) (см. слайд 10)

«Много» - много хлопков. Затем отработка ритма «громко» - «тихо» (говорим тихо и хлопаем тихо, говорим громко и хлопаем громко).

Следующий ритм «один» - «два»

Дальнейший этап работы это соотнесение ритма с образом.

1-й ритм 2 слога с первым ударным - «громко» - «тихо» (Зай-ка).

2-й ритм 2 слога со вторым ударным «тихо» - «громко» (Ко-за).

3-й ритм 3 слога с первым ударным, (Ку-ри-ца)

4-й ритм 3 слога со вторым ударным, «тихо» - «громко»- «тихо» (Со-ба-ка)

5-й ритм 3 слога с третим ударным «тихо» - «тихо» - «громко» (Ка-ка-ду)

6-й ритм 1 слог (Кит бьет хвостом).

Затем отрабатывается дифференциация ритма со слухом, запоминание цепочки ритмов и подбор картинок к заданному ритму.

Чтобы обучать детей плавно переключаться со слога на слог необходимо иметь карты с окнами (Слайд 5, символы звуков и линейки с кнопками.

На картах отрабатывается длительное произнесение гласных. Сначала все сопряжено. Затем отрабатываются слоги со сменой согласных и закрытый слог.

На уровень развития речи, безусловно, влияет и общее психическое состояние ребенка. Именно поэтому важно развивать сразу все психологические процессы, такие как внимание, память, общее мышление и прочее.

Ключевой метод МФЯС – это музыка. На занятиях с детьми обязательно напеваем гласные нараспев, слоги, слова, песни под специальную фонограмму.

Методику Новиковой–Иванцовой Т. Н. можно применять или не применять. Но я хочу рассказать о результатах своей работы не только с неговорящими детьми. Большинство обучающихся нашей школы это дети с системным недоразвитием речи при умственной отсталости. К концу обучения в подготовительном классе дети усваивают большинство звуков и букв, умеют сливать их в слоги, слоги в слова, различают ритмы, запоминают цепочки ритмов и могут подобрать картинку к заданному ритму. Напевая на занятиях звуки и слоги, мы не только развиваем у детей дыхание, голос, отрабатываем ритм, но и создаем возможность слушать музыку, которая меняет состояние души и делает настроение лучше.

Литература

1. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры

слова: логопедические задания М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика М. : АСТ, Астрель,2005. – 208 с.

3. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс.. канд. пед. наук. - М, 1963.

4. Носиков С. М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М. : Изд. Московского университета, 1985.

Интернет ресурсы

Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т. Н.

https://subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201304/10033012.html

https://rearchildren.ru/metodiki/metodika-novikovoy-ivancovoy/

https://www.youtube.com/watch?v=ms2Eb0JnbdU

https://www.youtube.com/watch?v=VMl-HL5wAvM

https://www.youtube.com/watch?v=mNsk_hWVd98

https://www.youtube.com/watch?v=i38qn3p1hQY

Публикации по теме:

Единый классный час 1 сентября во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Моя будущая профессия»Единый классный час 1 сентября во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Моя будущая профессия» 2016–2017 уч. г. «Моя будущая профессия» Цели: способствовать сближению, формирование умения совместной деятельности родителей и детей.

Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII видаКлассный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества» Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

«Сложение и вычитание круглых десятков». Математика в 3 классе коррекционной школы VIII вида Математика в 3 классе коррекционной школы VIII вида Тема: Сложение и вычитание круглых десятков Тип урока: урок комплексного применения.

Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида Пояснительная записка Общая характеристика программы Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции.

Пропедевтика обучения математике в специальной (коррекционной) школе V вида Понятие «пропедевтика в образовании» имеет глубокие исторические корни. Слово «пропедевтика» (propaideia) греческого происхождения, состоит.

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской.

Внеклассное занятие «Школа космонавтов» (к Дню космонавтики) для 1–4 класса школ VIII вида ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Открытое внеклассное занятие «Школа космонавтов» (ко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида
Опубликовано: 23 октября 2016 в 21:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ищенко (УИ 528810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД