МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств через приобщение к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Марина Солдатова
Формирование нравственных качеств через приобщение к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

В. Рабадан

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к духовно-нравственному воспитанию. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Публикация «Формирование нравственных качеств через приобщение к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, которая формируется в театрализованной деятельности, направленная на усвоение норм и правил.

В нашем детском саду уделяется большое внимание театрализованной деятельности и был реализован муниципальный долгосрочный проект «Прикоснись к прекрасному», направленный на создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Центр театра оснащен разнообразными видами театра, имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т. п. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценирования сказок проходит совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров.

В своей работе с детьми я использую следующие виды театрализованной деятельности : кукольный театр; настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр на палочке; игры-перевоплощения; театр Би-ба-бо; игры-инсценировки.

Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам: сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей; увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия; богатый и яркий иллюстративный материал.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре-драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только представление, а самим быть артистами.

На первом этапе в ходе таких игр были решены задачи формирования представления дошкольников о нравственных качествах героев сказок. Сначала мы с ребятами занимались разбором содержания самой сказки. После этого, для того, чтобы у детей появился интерес к игре, я использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по содержанию сказки. Затем, используя театр картинок, я показывала эту сказку детям. Иллюстративный материал хорошо помогал детям осознавать образы персонажей. Далее проводилось занятие по изодеятельности, на котором мы совместно с детьми изготавливали книжки-самоделки по сказке.

На втором этапе мы с детьми обсуждали жесты, интонацию и мимику героев. Для этого мною использовались игры и упражнения на развитие речи и ее выразительности, развитие сплоченности детей.

На третьем этапе подготовки к игре-демонстрации мы с ребятами учились общаться и взаимодействовать в игре. Читали сказку несколько раз, обсуждали ее героев. Затем обыгрывали при помощи театра игрушек, кукольного театра, конструировали домики для героев, распределяли роли. Инсценировку проводили несколько раз, чтобы все дети смогли примерить на себя разные роли. При изготовлении атрибутов и декораций я советовалась с ребятами. Когда распределялись роли, учитывались желания детей или использовались считалки. При разыгрывании таких игр важен индивидуальный подход к детям. Кроме того, я старалась учитывать особенности детей, что позволяло каждому ребенку принимать участие в игре-драматизации.

В процессе работы я отметила, что такие игры развивают коммуникативные качества дошкольника, снимают напряжение, раскрепощают ребенка, создают положительный эмоциональный настрой. Дети сближаются с персонажами, становятся их друзьями. Ежедневное введение сказки в жизнь детей - способ глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействия его на поведение ребенка.

В рамках реализации проекта «Прикоснись к прекрасному», для детей младших групп ребята показали сказку на новый лад «Колобок».

На общем родительском собрании ребята показали сказку «Кот, петух и лиса». Интересный и увлекательный сюжет сказки покорил детей и взрослых.

С большим успехом в детском саду прошел утренник с элементами театрализации по сказке «Снежная королева».

Театрализованная сказка «Кошкин дом», направленная воспитывающая такие качества представлена для воспитанников и сотрудников нашего детского сада в кот отражались такие нравственные качества как взаимопонимание, отзывчивость, дружба.

Вместе с ребятами подготовили и показали настоящее театрализованное представление по мотивам известной детской сказки «Красная Шапочка» для учащихся начальной школы, а также для педагогов на РМО по речевому развитию.

Сказочные декорации, красивая веселая музыка и интересная сказка зачаровала наших зрителей. Своей замечательной игрой артисты показали прелесть театрального искусства, создали особую атмосферу театра.

Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

Наша работа будет успешна только если она будет проводиться совместно с семьей ребенка. Любая педагогическая деятельность может быть по-настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения.

На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах : изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

Системная организация работы по данному направлению привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей появилась уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением;

- сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего нравственного развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом повлияло на уровень нравственного воспитания дошкольников.

- дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, с взрослыми в различных ситуациях общения;

- научились согласовывать роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной театральной игре;

- научились перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;

- умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать; - повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

В результате театрализованной деятельности дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Таким образом, эта театрализованная деятельность является одна из самых демократичных, доступных, она позволяет решать актуальные проблемы нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств через приобщение к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июля 2023 в 19:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств через приобщение к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Солдатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД