Надежда Котик
Консультация для воспитателей «Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детского сада
«Воспитание культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
На протяжении веков из поколения в поколение взрослые, умудренные жизненным опытом, передают свои знания детям. Дети, подражая опыту взрослых, из поколения в поколения преобразуют его, так происходит развитие или эволюция. Сами же педагоги, взрослые призванные учить и назидать, находятся в постоянном поиске новых приемов, методов и технологий, чтобы предоставить детям возможность самим стать «первооткрывателями мира», самим находить ответы на возникающие вопросы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Чтобы ребенок уверенно шел по жизни, познавал окружающий мир, взаимодействовал с взрослыми и сверстниками, развивался – ему необходимо быть самостоятельным, уметь обслуживать себя без посторонней помощи, другими словами у него должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (КГН).
Во всех образовательных программах дошкольного образования обозначены задачи по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, которые усложняются от возраста к возрасту. Какие же методы и приемы, используемые педагогом, помогут ребенку овладеть столь необходимыми умениями.
Приемы воспитания КГН у малышей.
Объяснение и показ способа действия.
Использование игровых приемов, которые вызывают у малышей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая формировать у ребенка навык умывания, педагог от лица куклы би-ба-бо общается с малышом. Просит ребенка, научить Хрюшу, закатывать рукава, смочить руки, намылить их и т. д.
Сказочный или мультипликационный герой, например Лунтик, приехавший к ребятам и живущий в группе также учится у ребят КГН, дает оценку действиям детей.
Чтение рифмованных строк дает хороший результат при обучении навыкам самообслуживания. Например, показывая приемы умывания, педагог приговаривает:
Буль-буль-буль журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Создание интереса к предмету.
Например, во время умывания педагог дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое, душистое мыло! А как наверно это мыло хорошо пениться! Давайте проверим?»
Действенный прием - показ инсценировок с помощью игрушек.
Сюжеты можно придумать самые разные «Как Маша училась мыть руки», «Как Хрюша обедал», «Как зайка потерял носовой платочек» и т. д.
Ребенку младшего возраста необходима похвала и яркое проявление чувств. Следует всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое ласковое, дружелюбное отношение к малышу.
Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи симулирования: «Саша, сам застегнет ботинки, он это уже умеет делать, а Даша поможет тому, кто еще не научился».
По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следует использовать теже приемы и методы, что и в раннем возрасте: поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четким, понятными объяснениями.
Работа с малышами по формированию навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Воспитатель должен постоянно помнить о том, что плохие привычки быстро прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее.
Приемы воспитания КГН у детей средней группы.
У многих детей 5 года жизни наблюдается снижение интереса к самообслуживанию, поскольку они уже не видят в нем новизны. Дети правильно обосновывают, для чего щужно мыть руки, причесываться и т. д. Но поведение ребят зачастую не совпадает с имеющимися у них представлениями. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал.
Картинки с изображением веселых зверюшек, занимающихся самообслуживанием.
Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
Увлекательные игры и упражнения типа «Что мы делаем не скажем, лучше мы это покажем!», «отгадалочки», «узнавалочки».
Использование художественного слова. Например: Бобик, ты такой лохматый!
Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу
И поправь прическу.
Объяснение и показ способа действия.
Положительный пример, похвала.
Мягкое, доброжелательное напоминание.
Привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка.
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. На конкретных примерах учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи: не закатал почему рукава – придется ходить с мокрыми.
Приемы воспитания КГН у детей старшего дошкольного возраста.
Напоминание о целесообразности действий.
Контроль за порядком в шкафах осуществляют сами дети.
Уместны игровые приемы (стихи, загадки, шутки и т. д.).
Соревновательные приемы.
Самооценка.
Используемая литература:
1. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.
2. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. В. В. Гербова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.
3. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.
4. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика –Синтез, 2006г.