ольга ходаренко
Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. Речь имеет большое значение для всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она является основным средством общения. На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста, приходится сталкиваться с рядом проблем недоразвития речи детей.
Публикация «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством фольклора» размещена в разделах
Произведения устного народного творчества это неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Они позволяют с самого раннего детства побуждать как к речевой активности так и познавательной деятельности. Языком фольклора до ребенка можно донести самые сложные истины.
Работая с детьми в детском саду более 25-и лет, я не по - наслышке знаю, что успех ребенка зависит от его умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одной из самых эффективных средств развития речи и общения для детей являются произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия материала.
Коммуникативные способности — это индивидуальные способности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с участниками, а также установление оптимального взаимоотношения с ними.
«Фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Доктор педагогических наук Н. В. Гавриш утверждает, что малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность.
Работу я начала с изучения проблемы, подбора материала.
Цель работы – развитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие связной речи посредством малых фольклорных форм и художественной литературы.
• Обеспечить развитие навыков общения у детей через изучение малых фольклорных форм.
• Способствовать повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей по средствам малых фольклорных форм.
Практическая часть:
Представляю вашему вниманию обобщения опыта по теме «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников, посредством фольклора». Работа велась три года, в рамках реализации годовой задачи ДОУ. (сентябрь 2018 – май 2021)
Для достижения данной цели с дошкольниками, я использовала следующие формы работы :
-Хороводные игры;
-Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок;
Драматизацию сказок;
-Пропевание русских народных песен;
-Рассказывание потешек, пестушек, закличек;
-Создание предметно-пространственной среды;
-Консультативный материал для родителей.
Знакомить детей с народным творчеством начала в младшей группе.
Период адаптации является очень важным для детей, в этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат. В этом очень помогают потешки, прибаутки, колыбельные, сказки.
Дети слушая потешки, учатся их повторять, использовать в своих играх. Поэтому мною были разработаны картотеки потешек, прибауток, песенок, которые активно применялись в режимные моменты, в различных видах детской деятельности. Вместе с ними: причесывались, одевались, умывались, кушали и играли.
Основная работа велась со среднего возраста. В этом возрасте дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, но связная речь еще несовершенна. На помощь приходят попевки, приговорки, потешки. Знакомство с ними обогащает речь, формирует отношение к окружающему миру.
Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные хороводные игры, загадки, пословицы, поговорки. Пословицы и поговорки учат лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучают детей правильной речи.
Работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд. Дети очень любят сказки, и с удовольствием их слушают. Сказки всегда старалась не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Народные сказки, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
В среднем и старшем возрасте, я больше внимания уделяла театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие речи ребенка. Перед детьми ставила задачу не только эмоционально прочитать, но и передать характер героев. Дети учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный, настольный, пальчиковый театры.
Проводила фольклорные праздники : «Колядки», «Масленица». Фольклорный праздник – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие.
Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки.
Особое внимание уделила работе с родителями. Так как результат можно получить только при взаимодействии с семьями. Для родителей папки-передвижки: «Пословица недаром молвится», «Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника», «Русская народная мудрость в воспитании». Совместно с родителями была создана развивающая среда в группе: оформлен театрализованный уголок в группе, уголок ряженья и др.
Заключение
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
В итоге проделанной работы по развитию коммуникативных способностей детей посредством фольклора, мои воспитанники показали хорошие результаты в выпускной группе по показателю «Фольклор и речь» :
* Количество детей с высоким уровнем развития речи 55%.
*Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
* Улучшилась диалоговая речь.
* Сформировались первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
* У детей повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
* Расширился кругозор, появилось позитивное отношение к режимным моментам.
* У родителей возросло понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Мои воспитанники, участвуя в городских и районных конкурсах чтецов: «Пою мое отечество». «Любимые с детства стихи», «Новогодняя сказка» стали лауреатами и дипломантами I, II степени.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Решение: Считаю что поставленные задачи реализованы. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений.