Жанна Краснова
Формирование художественно-эстетического интереса у детей через использование сказки во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
“И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова
для любимых деток или малыша”.
Цель:
Познакомить детей с русскими народными сказками; Развивать связную речь детей, используя сказки. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
Создание условий для ознакомления детей со сказками;
Вызывать интерес к сказкам;
Публикация «Формирование художественно-эстетического интереса у детей через использование сказки во второй младшей группе» размещена в разделах
Формировать умение внимательно слушать сказки, пересказывать их;
Развивать познавательные способности детей, творческое воображение,
внимание, память;
Обогащать словарь детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, грамматический строй, развивать диалогическую речь;
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных; Вызывать желание детей участвовать в драматизациях сказок, воспитывать уверенность; развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
Продолжать формировать книжный уголок : новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видео записями, тематическими альбомами, речевым материалом.
Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
4. Тип проекта: творческий, групповой.
5. Продолжительность: 2 месяца.
Актуальность проекта:
В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению- это и электронные книги, и телевидение, и компьютеры. Но роль книги все же неоспорима. Сказки в детском возрасте служат средством нравственного, умственного, эмоционального развития. Книги развивают мышление, память, воображение, обогащают словарный запас детей, развивают связную речь. Наблюдая за детьми и общаясь с ними, мы обратили внимание, что речь у младших дошкольников плохо развита, они затрудняются рассказать о том, как прошли выходные, или пересказать какое-нибудь литературное произведение. Сказка имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. В. Сухомлинский писал: «Чтение книг –тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель найдет путь к сердцу ребенка». Е. А Флерина отмечала, что литературные произведения (сказки в том числе, дают детям готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. При помощи художественного слова дошкольники практически осваивают грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Анализ практики приобщения детей к чтению сказок показал, что знакомство детей со сказками используется в недостаточном объеме, теряется традиция семейного чтения, а ведь в процессе чтения взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
С помощью реализации данного проекта мы хотим систематизировать знания детей о сказках, развить связную речь детей, обогатить словарный запас воспитанников, привлечь родителей к совместному с детьми чтению, изготовлению поделок, рисованию по сказкам, тем самым, увеличить общение родителей и детей дома.
6. Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
7. Предполагаемые результаты проекта:
Знакомство с русскими народными сказками,
Развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности; детское творчество
Развитие памяти, воспитание звуковой культуры речи, ее интонационной выразительности;
Проведение с детьми кукольных, настольных, пальчиковых театров, теневого театра, игр-драматизаций по сказкам;
Содержание образовательных видов деятельности
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы, (конкурсы рисунков, пополнение развивающей среды т. д.)
8. Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Работа с детьми
1. 1 Цикл тематических занятий:
- «Кто в теремочке живет…» (сказки про животных);
- «Сказки бабушки – Загадушки»;
- «Путешествие в сказку».
Беседа: «Кто пишет сказки»
2 неделя
1 неделя
3 неделя
4 неделя воспитатели
1.2 Чтение сказок : «Соломенный бычок-смоляной бочок», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси- Лебеди», «Три Медведя», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»
2- 8 неделя воспитатели
1.3 Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам воспитатели
1.4 Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме, Три медведя, и. тд. 5 -6 неделя воспитатели
1.5 Показ кукольного театра «Кот, петух и лиса» 2 неделя воспитатели
1.6 Театрализация сказки, «Курочка Ряба»
«Репка»
«Теремок»
3 неделя
4 неделя
5 неделя воспитатели, музыкальный руководитель
1.7 Прослушивание сказок в аудиозаписи 2-6 неделя воспитатели
1. 8 Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото»,
«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», 1-4 неделя воспитатели
1.9. «Волшебные превращения» - разукрашивание. По мотивам русских народных сказок.
3. Аппликация «Колобок катится по дорожке»,» Закладка для книги»
4. Совместная деятельность педагога и детей.
5. Конструирование «Теремок для зверей»
6. Лепка: Сказочные герои : Репка, колобок,
7. Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои» (совместно с родителями)
1 -8
8 неделя воспитатели
1.10
2. Работа с родителями
2.1 Выставка творческих работ
«по страницам любимых сказок» 7 неделя Родители воспитатели
2.2 Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка» 3 неделя воспитатели
2.3 Оформление книжек – малышек по сказкам 5 -6 неделя Воспитатели,
родители
2.4 Акция «Подари книгу детскому саду» 2-4 неделя Воспитатели
родители
2.5 Изготовление театров из нестандартного оборудования. 4 неделя Воспитатели
родители
2.6 Обобщение опыта семейного воспитания «Мама почитай – ка!»
6 неделя Воспитатели
родители
3. Программно - методическое обеспечение
3.1 Оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!». 3 неделя воспитатели
3.2 Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) 1 неделя Воспитатели
родители
3.3 Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка». 1-8 неделя воспитатели
3.4 Создание презентации по результатам проекта 4 неделя воспитатели
3.5 Подбор иллюстративного материала художников иллюстраторов Е. Рачева и Ю. Васницова 2 неделя воспитатели
3. Создание организационно – педагогических условий
4.1 Оформление «Уголка книги» 2 неделя воспитатели
4.2 Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. 4 -8 неделя Воспитатели,
родители
Результаты проекта:
1. Дети познакомились с русскими народными сказками;
2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
3. Дети были участниками игр- драматизаций, кукольных спектаклей;
4. Дети научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;
5. Расширился и обогатился словарный запас детей;
6. Речь воспитанников стала более выразительной;
7. Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.
Список литературы:
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
7. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
8. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.