Наталья Ващук
Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя направленна на воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей,через использование различных видов деятельности.
Публикация «Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание» размещена в разделах
Наблюдая повышенный интерес у моих воспитанников к природе, я более подробно остановилась на теме экологического воспитания.
Опираясь на программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программой и методическими рекомендациями «Экологическое воспитание в детском саду», О. А. Соломенниковой я определила цель работы: формирование познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.
Задачи:
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.
Как мы все знаем ведущий вид деятельности у дошкольников – игра. Поэтому вся работа проводилась в игровой форме.
Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.
Работу по экологическому воспитанию я осуществляю по трем направлениям:
Исследовательская деятельность развивает… восприятия, внимания,память,наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Для этого в группесоздан уголок экспериментирования, в него входит
природные материалы (песок, камни, ракушки, шишки, желуди, перья);некоторые пищевые продукты (соль, сахар, мука, крупы, также семена растений); тематические пособия (книги обучающего характера); приборы для проведения опытов (пробирки, магниты, лупы,деревянные палочки, пинцет, линейки и сантиметровые ленты) и т. д.
Проведения опытов проходят в игровой форме, где воспитанники могут быть в роли исследователей, рассмотреть камни и ракушки, играть с магнитами, эксперименты с водой, исследовать песок и глину.
Например: «Какого вкуса вода?»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.
«Удивительный песок»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
Ознакомление с предметным окружением.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей. Развитие умения устанавливать причинно-следственныесвязи между миром предметов и природным миром.
Я знакомлю воспитанников с различными видами материаловнапример в форме дидактической игры «Что из чего сделано.»или беседа о качествах и свойствах материала и целесообразность его изготовления.
«МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ?»
Цель : Закреплять знания детей о видах материалов, их свойствах и качествах.
«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ»
Цель: Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначением предмета.
Формирование понимания того, что человек- часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
В группе дети с любовью ухаживают за комнатными растениями. Мы вместе наблюдаем, замечаем изменения в жизни растений, выясняем их причину, стараемся им помочь (поливаем, рыхлим, пересаживаем, подкармливаем). Почти круглый год у нас на окне огород. Зимой мы выращиваем зелёный лук, весной – рассаду.
У нас на участке клумба для цветов,где мы высаживаем цветы. Дети в течение лета наблюдают за ростом и развитием, принимают посильное участие в прополке, поливе, уходе за растениями.
Практическая деятельность детей так же проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливают птиц.
В группе созданы макеты «Насекомых», «Домашних животных»,с помощью которых дети изучают виды домашних животных и насекомых их повадки.
Важным источником знаний о природе является наблюдение.
Для реализации этой цели разработала цикл наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природе.
Для нашего коллектива по обмену опытом на педсоветах актуальной темой стали экологические сказки
Педагогический коллектив детского учреждения активно обменивается опытом на пед. советах и различных мероприятиях, так актуальной темой для меня и Елены Владимировны стали «Экологические сказки»
Экологические сказки –это
Я предлагаю вам побыть в роли наших воспитанников и проиграть с нами экологическую сказка «Бабушка и герань»
Спасибо за внимание.