МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок»

Елена Юрина
Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по теме

«Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование Логосказок»

Автор: Юрина Елена Анатольевна,

учитель-логопед МОУ Детский сад № 361

Красноармейского района Волгограда

Цель проведения мастер-класса : знакомство педагогов с технологией использования логосказок с целью формирования у дошкольников лексико-грамматических представлений.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок“» размещена в разделах

• Обосновать актуальность использования логосказок в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

• Познакомить педагогов с технологией использования элементов логосказок на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ТНР

• Раскрыть сущность технологического применения логосказок при формировании навыков образования притяжательных прилагательных на лексической теме «Дикие животные».

Оборудование: дидактическое пособие «Теремок», картинки с изображением животных (волк, лиса, медведь, заяц, ёжик, белка) и их жилищ.

Ход мастер-класса :

1. Тренинг (разминка)

Педагог: За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну притчу:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? (“Всё в твоих руках”).

Так вот, в наших с вами руках повышение речевой активности детей с ТНР.

Уважаемые члены жюри, коллеги. Сегодня я предлагаю вашему вниманию свой опыт в форме мастер-класса по теме : «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с нарушениями речи через использование логосказок».

2. Актуализация мастер-класса

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, что является одной из основных задач Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и внедрение в практическую деятельность современных технологий обучения.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным и эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия в логопедической практике известно достаточно много (игро-, музыко-, изо-, глино-, воско-, Су-джок терапия, но мне хочется остановиться на сказкотерапии, а именно, на логосказках.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Мы в своей работе попробовали объединить творческие усилия воспитателя и учителя-логопеда. На основе логосказок проводились не только логопедические занятия, но и вечерние коррекционные занятия воспитателя.

Виды логосказок :

-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) – Сказка о веселом Язычке

-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков) – Пальчики показывают сказки, рисуют сказку

-Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) – Путешествие Звуковичка

-Лексико-грамматические (формирование и закрепление обобщающих понятий; сказки на словообразование, на расширение словаря антонимов, обогащение словарного запаса, согласование существительных с прилагательными, числительных с существительными, образование родственных слов, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных; пространственные предлоги, совершенствование суффиксального словообразования, развитие сложных синтаксических конструкций) –Грамматика в сказках

-Сказки, способствующие формированию связной речи – Бином фантазии

-Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) - Сказка о живых звуках и буквах

В практике использую «логосказки», которые несут определённую лексическую и грамматическую нагрузку. Коррекция речи и формирование положительного отношения к логосказкам у детей может проводиться как на занятиях, которые целиком построены на сюжете сказки или е фрагменте, так и использовать часть занятия, а также в свободное время в виде дидактических игр или в форме досуга.

3. Практическая часть

Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать участниками игр, способствующих формированию лексико-грамматических представлений. Начнем с отгадывания названия сказок и ее главных героев:

• В сказке хитрая плутовка обманула беднягу ловко,

Из избушки выгнав прочь. Плакал бедный день и ночь.

Но в беде ему помог один смелый петушок.

(Зайкина избушка - лиса и заяц)

• Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя - медведь)

• На базар ушла их мама, ну, а деткам наказала

Никому не открывать, никому не отвечать…

А когда пришла обратно – в доме не было ребяток.

Обманул их страшный зверь, надо их спасать теперь.

(Волк и семеро козлят - волк)

• Кто же в тумане почти заблудился и с узелочком в речку свалился,

Белый туман молоком всё залил,

Кто же по речке брёвнышком плыл.

(Ежик в тумане – ежик)

Что за зверь в хрустальном доме князю прибыль создает,

«Во саду ли, в огороде…» - Звонко песенку поет, да орешки все грызет?

(Сказка о царе Салтане - белка)

Отгадавшему загадку, дается «животное» из этой сказки

Педагог: Давайте посмотрим на этих животных и скажем

– Чей голос самый хитрый? – лисий;

– Чьи лапы самые сильные? – медвежьи;

– Чьи когти самые острые? – волчьи;

– Чья спинка самая колючая? – ежиная;

– Чья шубка зимой становится серой? – беличья.

– Чьи уши самые длинные? – заячьи;

У каждого животного есть свой дом, посмотрите на картинку, найдите и скажите чей это дом.

Участники работают с дидактическим пособием «Теремок»

под кустом - Заячий дом

нора - Лисий дом

логово - Волчий дом

берлога - Медвежий дом

гнездо, нора - Ежиный дом

дупло - Беличий дом

Проговаривая кого и куда, расселите своих животных. В данной игре можно допустить ошибку (медведя посадить в беличье дупло)

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора - лисий дом.

Не страшны зимой метели.

В беличьем дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Строит дом ежиный

Нагребая листья в кучу.

В медвежьей берлоге

Спит косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Педагог: А теперь послушайте сказку, главными героями которой будут наши гости.

ЗАЯЧЬИ МЕЧТЫ

Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне, волчьи когти, лисий голос, ежиную спинку, медвежьи лапы. Да еще бы забраться в беличье дупло и сидеть там всю жизнь. Тогда бы моя заячья душа в пятки не уходила от шороха в кустах».

Вопросы:

- Чей голос мечтал иметь Заяц? чьи когти? чьи лапы? чье жилище?

- Какая у Зайца душа?

- Когда люди говорят: «Душа в пятки ушла?» (Так говорят о том, кто очень испугался.)

- О ком так говорят: «У него заячья душа»? (О трусе.)

Педагог: Почему я рекомендую вам использовать логосказки в обучении и воспитании детей? Потому что, используя в своей работе данные приёмы, я получила реальные результаты:

повышается работоспособность, речевая активность и коммуникативная направленность речи детей с ОНР.

повышается устойчивость внимания и интереса на протяжении всего занятия, снижается вероятность переутомления на логопедических занятиях.

улучшается качество образовательного процесса.

активизируются психические процессы (внимание, память, мышление,

3. Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)

Педагог: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования разнообразных упражнений и заданий, направленных на формирование лексико-грамматических представлений у детей с ТНР с использованием Логосказки «Заячьи мечты».

Предлагаю Вам подвести итог нашей встречи с помощью короткого

блиц-опроса:

Закончите предложение :

На мастер-классе я….

Самым интересны для меня сегодня было…

В своей дальнейшей работе я….

Я пожелала бы ведущему мастер-класса учителю-логопеду….

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : РЕЧЬ, 2001.

2. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Публикации по теме:

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Развитие лексико-грамматических процессов у детей с ТНР Игровое упражнение «Назови ласково»: • Тело – тельце; • Уши - ушки; • Пятка – пяточка; • Голова –головка; • Шея - шейка; • Локоть - локоток.

Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в средней группе с ТНР «Путешествие в деревню» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в средней группе для детей с ТНР «Путешествие в деревню».

Консультация для родителей «Коррекционная работа в детском саду по формированию лексико-грамматических представлений» Одним из общепринятых механизмов речевых нарушений при общем недоразвитии речи считается нарушение языкового обобщения и, как следствие,.

«Одежда». Логопедическое занятие по формированию и развитию лексико-грамматических представлений Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию и развитию лексико-грамматических представлений на тему «ОДЕЖДА».

Мастер-класс для воспитателей «Формирование у дошкольников представлений о числах и арифметических действиях» Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Цель мастер-класса: показать приемы работы с материалами пособия Мате: плюс. Математика.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Насекомые»НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Насекомые» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 22:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД