Елена Юрина
Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме
«Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование Логосказок»
Автор: Юрина Елена Анатольевна,
учитель-логопед МОУ Детский сад № 361
Красноармейского района Волгограда
Цель проведения мастер-класса : знакомство педагогов с технологией использования логосказок с целью формирования у дошкольников лексико-грамматических представлений.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР через использование логосказок“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
• Обосновать актуальность использования логосказок в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
• Познакомить педагогов с технологией использования элементов логосказок на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ТНР
• Раскрыть сущность технологического применения логосказок при формировании навыков образования притяжательных прилагательных на лексической теме «Дикие животные».
Оборудование: дидактическое пособие «Теремок», картинки с изображением животных (волк, лиса, медведь, заяц, ёжик, белка) и их жилищ.
Ход мастер-класса :
1. Тренинг (разминка)
Педагог: За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну притчу:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец? (“Всё в твоих руках”).
Так вот, в наших с вами руках повышение речевой активности детей с ТНР.
Уважаемые члены жюри, коллеги. Сегодня я предлагаю вашему вниманию свой опыт в форме мастер-класса по теме : «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с нарушениями речи через использование логосказок».
2. Актуализация мастер-класса
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, что является одной из основных задач Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и внедрение в практическую деятельность современных технологий обучения.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным и эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия в логопедической практике известно достаточно много (игро-, музыко-, изо-, глино-, воско-, Су-джок терапия, но мне хочется остановиться на сказкотерапии, а именно, на логосказках.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Мы в своей работе попробовали объединить творческие усилия воспитателя и учителя-логопеда. На основе логосказок проводились не только логопедические занятия, но и вечерние коррекционные занятия воспитателя.
Виды логосказок :
-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) – Сказка о веселом Язычке
-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков) – Пальчики показывают сказки, рисуют сказку
-Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) – Путешествие Звуковичка
-Лексико-грамматические (формирование и закрепление обобщающих понятий; сказки на словообразование, на расширение словаря антонимов, обогащение словарного запаса, согласование существительных с прилагательными, числительных с существительными, образование родственных слов, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных; пространственные предлоги, совершенствование суффиксального словообразования, развитие сложных синтаксических конструкций) –Грамматика в сказках
-Сказки, способствующие формированию связной речи – Бином фантазии
-Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) - Сказка о живых звуках и буквах
В практике использую «логосказки», которые несут определённую лексическую и грамматическую нагрузку. Коррекция речи и формирование положительного отношения к логосказкам у детей может проводиться как на занятиях, которые целиком построены на сюжете сказки или е фрагменте, так и использовать часть занятия, а также в свободное время в виде дидактических игр или в форме досуга.
3. Практическая часть
Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать участниками игр, способствующих формированию лексико-грамматических представлений. Начнем с отгадывания названия сказок и ее главных героев:
• В сказке хитрая плутовка обманула беднягу ловко,
Из избушки выгнав прочь. Плакал бедный день и ночь.
Но в беде ему помог один смелый петушок.
(Зайкина избушка - лиса и заяц)
• Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя - медведь)
• На базар ушла их мама, ну, а деткам наказала
Никому не открывать, никому не отвечать…
А когда пришла обратно – в доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь, надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят - волк)
• Кто же в тумане почти заблудился и с узелочком в речку свалился,
Белый туман молоком всё залил,
Кто же по речке брёвнышком плыл.
(Ежик в тумане – ежик)
Что за зверь в хрустальном доме князю прибыль создает,
«Во саду ли, в огороде…» - Звонко песенку поет, да орешки все грызет?
(Сказка о царе Салтане - белка)
Отгадавшему загадку, дается «животное» из этой сказки
Педагог: Давайте посмотрим на этих животных и скажем
– Чей голос самый хитрый? – лисий;
– Чьи лапы самые сильные? – медвежьи;
– Чьи когти самые острые? – волчьи;
– Чья спинка самая колючая? – ежиная;
– Чья шубка зимой становится серой? – беличья.
– Чьи уши самые длинные? – заячьи;
У каждого животного есть свой дом, посмотрите на картинку, найдите и скажите чей это дом.
Участники работают с дидактическим пособием «Теремок»
под кустом - Заячий дом
нора - Лисий дом
логово - Волчий дом
берлога - Медвежий дом
гнездо, нора - Ежиный дом
дупло - Беличий дом
Проговаривая кого и куда, расселите своих животных. В данной игре можно допустить ошибку (медведя посадить в беличье дупло)
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора - лисий дом.
Не страшны зимой метели.
В беличьем дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Строит дом ежиный
Нагребая листья в кучу.
В медвежьей берлоге
Спит косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Педагог: А теперь послушайте сказку, главными героями которой будут наши гости.
ЗАЯЧЬИ МЕЧТЫ
Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне, волчьи когти, лисий голос, ежиную спинку, медвежьи лапы. Да еще бы забраться в беличье дупло и сидеть там всю жизнь. Тогда бы моя заячья душа в пятки не уходила от шороха в кустах».
Вопросы:
- Чей голос мечтал иметь Заяц? чьи когти? чьи лапы? чье жилище?
- Какая у Зайца душа?
- Когда люди говорят: «Душа в пятки ушла?» (Так говорят о том, кто очень испугался.)
- О ком так говорят: «У него заячья душа»? (О трусе.)
Педагог: Почему я рекомендую вам использовать логосказки в обучении и воспитании детей? Потому что, используя в своей работе данные приёмы, я получила реальные результаты:
повышается работоспособность, речевая активность и коммуникативная направленность речи детей с ОНР.
повышается устойчивость внимания и интереса на протяжении всего занятия, снижается вероятность переутомления на логопедических занятиях.
улучшается качество образовательного процесса.
активизируются психические процессы (внимание, память, мышление,
3. Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
Педагог: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования разнообразных упражнений и заданий, направленных на формирование лексико-грамматических представлений у детей с ТНР с использованием Логосказки «Заячьи мечты».
Предлагаю Вам подвести итог нашей встречи с помощью короткого
блиц-опроса:
Закончите предложение :
На мастер-классе я….
Самым интересны для меня сегодня было…
В своей дальнейшей работе я….
Я пожелала бы ведущему мастер-класса учителю-логопеду….
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : РЕЧЬ, 2001.
2. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.