Светлана Сивова
Формирование целостной картины мира детей посредством использования информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления ребенка как личности, понимания окружающего мира и поиска «своего» места в нем. Формирование ее, по мнению Ушинского, возможно если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья. Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя, существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.
Публикация «Формирование целостной картины мира детей посредством использования информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
Сегодня, во время активного развития компьютерных технологий, проникающих во все сферы жизни невозможно не использовать информационные технологии в образовании, так как они являются необходимым условием развития наиболее эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.
Применение ИКТ способствует повышению мотивации обучения дошкольников, экономии учебного времени, а наглядность и интерактивность помогают лучше понимать, осознать и закреплять учебный материал. Возможность компьютера представлять информацию в виде текста, изображения, видео- и аудиозаписей позволяет педагогу эффективно использовать его для расширения кругозора воспитанников, формирования целостной картины мира, повышая интерес и активность детей к познанию.
ИКТ возможно использовать для : ознакомления с новым материалом; закрепления пройденного; как самостоятельную работу обучающихся; при проведении интегрированных занятий; участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Планирование образовательной деятельности в электронном виде является удобным, эстетичным и позволяет вместить большее содержание любого из разделов образовательной деятельности.
Компьютерные технологии можно встраивать в образовательный процесс для реализации целей и задач организации занятий по ФКЦМ. Словесные приемы, объяснения воспитателя, сопровождаясь иллюстрациями и видеосюжетами, становятся более наглядными, доступными и понятными для детей. Восприятие мира детьми, прежде всего через зрительный канал, диктует педагогу необходимость обеспечения наглядности в полном объеме.
Один из вариантов применения ИКТ – использование презентаций (Microsoft PowerPoint, веб-сервисы) в непосредственно образовательной деятельности. Основная цель – представление информации в удобной для восприятия форме : изображение, текст, звук, видео, анимация, интерактивность. С помощью презентаций, легко и удобно составлять учебный материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, уровень их развития. Использование различных каналов получения информации (зрительный, слуховой, моторное восприятие) позитивно влияют на запоминание материала. Помимо информационно-познавательного содержания, такая форма имеет эмоциональную окраску, благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов. Занятие становится более увлекательным и ярким, побуждая ребенка становиться участником процесса, а не просто зрителем.
При изучении темы, например, зимующие птицы, можно предложить образ птиц, но и познакомить с их голосами; продемонстрировать ролики со средой обитания.
Следующий вариант – применение компьютерных игр с образовательным содержанием. Одной из крупнейших Российских фирм, специализирующейся на разработке компьютерных программ, является Фирма «1С». Развивающие программы и игры используются малышами в овладении компьютерами и подготовке к школе, родителями для занятий дома, а педагогами для внедрения электронного образования в учебный процесс. Фирма «1С» многократно выполняла заказы Министерства образования и науки РФ. Прежде, чем предложить игру ребенку, педагогу необходимо ознакомиться с ее содержанием (положительная нравственная направленность, отсутствие агрессии и жестокости) и эргономикой, определить насколько игра соответствует поставленной обучающей задаче. Это занимает много времени. Иногда проще и быстрее создать свою дидактическую игру под конкретную задачу. Это могут быть онлайн-сервисы ( например: Ребус1, Фабрика кроссвордов, Планета пазлов) или игры-триггеры (на основе Microsoft PowerPoint, позволяющие выбрать действие для конкретного элемента презентации. Легко создаются игры на соотнесение элементов, объединение по общему признаку, «расставь элементы в правильном порядке», викторины, тесты, пазлы. С помощью данных игр удобно закреплять материал с детьми. Положительной стороной использования электронных игр является: мотивация ребенка в игровой деятельности; обогащение познавательной сферы в разных направлениях развития; формирование произвольного внимания, улучшение памяти, развитие моторики; воспитание волевых качеств – самостоятельности, усидчивости, сосредоточенности; обогащение отношения к окружающему миру через сопереживание и помощь герою игры; возможность для педагога индивидуализировать процесс обучения. Игровые компоненты, включенные в представление информации, активизируют познавательную деятельность воспитанников детского сада и усиливают усвоение нового материала.
Также мы используем цифровые образовательные ресурсы, такие как электронные энциклопедии (например, Фирма 1С, мультфильмы, обучающие и развивающие видеофильмы. В сети интернет множество каналов по самым различным тематикам: «Русское народное творчество», «Окружающий мир. Разнообразие животных», «Энциклопедия в загадках» - «Таинственная вселенная», «Флаги и гербы стран мира», «Таинственный календарь», «Мир растений» и многие другие.
С помощью экрана возможно проводить динамические паузы и физминутки. Для этого могут использоваться анимированные картинки или видеоряд (движения которого дети повторяют, или картинки-символы различных упражнений.
В нашем детском саду активно используется представление учебного материала с помощью лэпбука – книжки-раскладушки со сведениями по одной теме. Подготовка материала педагогом осуществляется с помощью компьютерных технологий : создание макета (можно использовать Microsoft Publisher, поиск информации в сети интернет, подготовка иллюстраций (можно рисовать на бумаге, сканировать, обрабатывать в графическом редакторе; можно рисовать в графическом редакторе, печать на принтере. Когда ребенок занимается данной работой совместно со взрослым, то у него происходит повышение познавательной активности; актуализируются, расширяются и систематизируются знания ребенка по заданной лексической теме.
Представление информации с помощью интеллект-карт (это способ визуализировать процесс мышления с помощью нелинейных схем). Существует множество программ, позволяющих с легкостью записать данные в виде радиантной структуры, одна из них - MindMeister.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие детям запоминать и воспроизводить информацию о животных, растениях, профессиях и т. п., легко и удобно составить с помощью программы Microsoft Word, и использовать при изучении соответствующей темы.
Нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к ИКТ в образовательном процессе: психолого-педагогические (отбор материала, адаптивность и формы представления информации); эргономические (оптимизации комфортного восприятия); эстетические (выразительность, полнота); конструктивно-технические (универсальность, сопроводительная документация, эффективность).
Представление учебного материала должно соответствовать уровню подготовки обучающихся, затрагивая зону ближайшего развития.
При правильном использовании технических средств, грамотной организации образовательного процесса, выполнении требований СанПиНа компьютерные технологии могут применяться без риска для здоровья детей.
Образовательная деятельность с использованием ЦОР имеет яркую эмоциональную окраску, проходит более живо, в игровой форме, что в итоге и способствует повышению качества усвоения познавательного материала в рамках раздела «Формирование целостной картины мира».
Источники информации :
1. «Формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К. Д. Ушинского» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Медведева, Наталья Геннадьевна
2. К. Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания»
3. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158.
4. Очирова Наталья Викторовна. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде : диссертация кандидата педагогических наук.
5. сайт "Лучик света"