Валентина Радушкевич
Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира
Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых.
Задачи:
1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам;
2. Расширять у детей знания о среде обитания насекомых;
3. Продолжать учить детей поддерживать диалогическую речь;
4. Учить детей употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже;
5. Формировать звуковую культуру речи;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
6. Развивать у детей артикуляционный аппарат, четко произносить звук «ж» в словах;
7. Расширять словарный запас детей и активизировать их речь новыми словами;
8. Развивать у детей мышление, воображение, память, восприятие;
9. Воспитывать у детей бережное отношение к миру природы.
Оборудование: Магнитная доска, карточки с изображением насекомых и муравейника.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
На магнитной доске расположены карточки с изображением насекомых и муравейника.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите и назовите, кого видите на карточках. Давайте, все вместе перечислим их.
Дети: Жук, бабочка, кузнечик, муха, пчела, комар, муравей (хоровое перечисление насекомых).
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о насекомых.
О многих шестиногих,
Прекрасных и убогих,
Я каждому из вас,
Расскажу без прикрас.
Насекомые – это маленькие существа, которые населяют нашу планету Земля. Они очень яркие, красивые и интересные. Весной насекомые пробуждаются из зимней спячки, летом они активно живут. Осенью и зимой насекомые снова впадают в спячку.
(Воспитатель показывает карточку с изображением жука)
Воспитатель: Это жук. Ребята, скажите, какой жук?
Дети: Жук большой, добрый, усатый.
Воспитатель: Какого цвета они бывают?
Дети: Они бывают черные, красные, желтые, оранжевые.
Воспитатель: Правильно. У жука большое туловище, покрытое панцирем. Панцирь охраняет его от врагов. Под панцирем у него находятся крылышки и шесть лапок. Дети, как вы думаете, как передвигается жук?
Дети: Жук летает.
Воспитатель: Он умеет ползать и летать. У жука большая голова, на которой находятся глаза и усики. Он любит вкусно покушать. Как вы думаете, ребята, чем питается жук?
Дети: Он питается растениями.
Воспитатель: Молодцы! Жук любит есть растения и пить нектар. Нектаром называют сок растений.
Дети, давайте поиграем пальчиками.
Я большой и черный,
Знают все цветы вокруг.
Над полями я кружу,
И жужжу, жужжу, жужжу!
(Дети кладут ладошку на ладошку (крест-накрест). У нижней ладони 3 пальца подогнуты, а средний и указательный пальцы вытянуты вперед, раскачиваясь вправо и влево, проговаривая Ж-ж-ж-ж).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Это кузнечик. Посмотрите, какой красивый кузнечик (воспитатель показывает карточку). Ребята, какого цвета кузнечик? Как передвигается кузнечик?
Дети: Кузнечик зеленого цвета, может прыгать.
Воспитатель: Кузнечик зеленый и прячется от врагов в зеленой травке. Питается комариками, мошкой и растениями. У него очень длинное тельце, небольшая голова. На голове расположены глаза и тоненькие усики. У кузнечика есть три пары лапок и две пары крылышков. С их помощью он летает и издает стрекочущие звуки, поэтому его еще называют скрипач. А еще он отлично прыгает с травки на травку. Кузнечик очень хорошо слышит. Только слышит он не ушками, а лапками.
Кузнечик, как никто другой,
Гордится левой ногой.
Он ей стихи не пишет,
Ногой Кузнечик слышит.
Ребята, кузнечиков нельзя ловить. А почему, как вы думаете?
Дети: Потому что их станет мало на Земле и они могут совсем исчезнуть.
Воспитатель: А куда заносят редких животных и растений.
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Необходимо беречь и охранять природу, чтобы Красная книга не пополнялась новыми видами зверей, птиц, насекомых, растений и трав.
Физминутка.
Над полями жук жужжит
И жужжит, жужжит, жужжит
И летит, летит, летит.
(Дети согнули руки в локтях, машут только кистями рук)
И вдруг – жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?
(Дети падают на пол, лежат на ковре. Воспитатель помогает встать одному ребенку, а затем дети помогают подняться друг другу. Они садятся на стульчики).
(Воспитатель показывает карточку с изображением муравейника и читает стихотворение).
Под зеленою сосной,
Меж хвои и шишек,
Вырос домик непростой.
Без досок и крыши.
Из окошек и дверей,
Солнышку навстречу.
Строил домик муравей:
Утро строил, вечер-строил,
Лето все, чтобы зимой,
Долгими ночами,
Спать под снежной пеленой,
С милыми друзьями!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? Как называется этот дом?
Дети: Муравей. Муравейник.
Воспитатель: Молодцы! Муравейник сделан из маленьких палочек, хвои, соломинок, травинок, пушинок и семян растений. Муравьи очень трудолюбивые. Как много всего нужно принести муравьям для того, чтобы построить такой теплый и уютный дом. Ни в коем случае нельзя разрушать муравейники.
Ребята, а какие они муравьишки?
Дети: Маленькие, черные.
Воспитатель: Муравьи бывают красного, черного, желтого цветов. Они маленькие и очень плохо видят. У них есть крошечные лапки, большая голова, а на голове есть тоненькие усики. Через усики они передают сигналы друг другу.
Муравьи передвигаются друг за другом. Не толкаются, ничего не отбирают друг у друга. Они все заняты своим делом. С них можно брать пример.
Они питаются вредными гусеницами и тлями, поэтому называют муравьев санитарами леса.
Ребята, предлагаю поиграть в игру «Один - много»
Воспитатель - Дети
один комар - много комаров
один жук - много жуков
одна пчела - много пчел
одна стрекоза - много стрекоз
один кузнечик - много кузнечиков
один муравей - много муравьев
одна муха - много мух
один комар - много комаров
одна оса - много ос
Воспитатель: Назовите про кого мы сегодня говорили? Как назвать их одним словом? Кто из этих насекомых ползает, прыгает, летает? Чем слышит кузнечик? Сколько лапок у жуков? Что делают насекомые зимой? Как называют дом у муравья? Кого называют санитаром леса? Кто из насекомых жужжит и стрекочет?
А сейчас поиграем в игру «Я жужжу»
Воспитатель:
Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
Дети:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу!
Воспитатель:
Жук, жук, покажись!
Дети:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы сегодня отлично позанимались! Наверное, немного устали? Нам пора идти гулять! Идем одеваться!