Надежда Тимошкина
«Физкультура на воздухе». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности, в том числе проведение физкультурных занятий на свежем воздухе, которые способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.
Публикация «„Физкультура на воздухе“, Из опыта работы» размещена в разделах
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать деятельность детей на прогулке.
Физкультурные занятия на воздухе состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Вводно-подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей деятельности, постепенной подготовке к физической нагрузке в основной части занятия.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия.
В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части.
Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале.
В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия.
Продолжительность вводной части
во второй младшей группе от 3 до 4 мин,
в средней – от 4 – 5 мин,
в старшей – от 4 до 6 мин.
Особенности занятий на свежем воздухе
• Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: В вводно-подготовительной: во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками на одной и двух ногах.
• В основной части: даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным, что особенно важно в холодный период года.
В основной части уместно сочетание более интенсивных упражнений с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части занятии от 12 до 20 мин.
Основная часть занятия решает задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развитие силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использования их в игровой деятельности. Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам, скольжению, метанию, бег и др. с использованием нестандартного оборудования.
Кроме того, во время занятий на свежем воздухе дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предыдущих физкультурных занятиях в зале.
Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбужденности и приведению частоты сокращений сердечной мышцы ребенка к норме, при этом должно сохраняться бодрое и жизнерадостное настроение.
Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней - 4 мин, в старшей - 5 мин.
На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей с мячом, с клюшкой. При этом можно предложить детям выполнить те действия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок. В конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия, целью которых являются учет двигательных навыков, умений детей и анализ усвоения программного материала по развитию спортивных действий.
Эти занятия начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.
Начинать занятия на воздухе лучше в теплый период года: организм детей постепенно привыкнет к понижению температуры воздуха, и это позволит подготовиться к проведению занятий в холодный период.
Дети, впервые приступившие к физкультурным занятиям на воздухе, постепенно привыкают к нагрузкам, поэтому в начале у большинства наблюдается обильная потливость. В течение одного- двух месяцев дети приспосабливаются к новым условиям и с предлагаемой нагрузкой справляются значительно легче.
Когда же ребенок теряет интерес к игре и упражнениям, появляется нарушение координаций движения, потливость, он начинает жаловаться на усталость – это признаки чрезмерного переутомления. Чаще всего переутомление наступает по двум причинам: физическая нагрузка на данном этапе для ребенка велика или он излишне тепло одет.
Проведение физкультурных занятий на улице повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.
С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре на воздухе важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор физкультурного инвентаря, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий.
Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит физической культуре. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Таким образом, использование физкультурных занятий на воздухе способствует всестороннему, гармоничному и умственному развитию детей, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Физические упражнения на воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.