Лучший педагог года

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Тялина О.В.
Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать данную категорию детей более разносторонне.

Публикация «Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой - успешная социализация и интеграция в общество.

Перед специалистами Центра содействия семейному воспитанию стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им для жизнедеятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются три фактора – возраст, особенности индивидуального развития и уровень развития детей.

Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, последовательности, постепенности, систематичности и индивидуального подхода. Большое внимание уделяется взаимодействию специалистов центра и родителей.

Основными методами воспитания у детей навыков и умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя :

формирование навыков приема пищи

формирование гигиенических навыков

формирование навыков одевания и раздевания

формирование навыков культурного поведения

формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке

Формирование навыков еды : учим детей сидеть за столом, есть ложкой; учим брать пищу понемногу, есть аккуратно, пользоваться салфеткой после еды. Следует отметить, что 90% детей нашей группы с диагнозом ДЦП. Такие дети плохо контролируют функции мышц области рта, положение головы и туловища, плохо удерживают равновесие в положении сидя, не могут достаточно сгибать ноги в тазобедренных суставах, что не позволяет им вывести руки вперед для захвата предмета; им трудно координировать хватательные движения и положение руки; и, наконец, они не могут четко поднести руку ко рту, т. к. у них нарушена координация глаз-рука.

Дети с трудом осваивают умение самостоятельно удерживать ложку, подносить ее ко рту, снимать пищу с ложки, готовить пищевой комок к проглатыванию. Для этих целей мы используем изогнутую ложку и ложку с резиновым чехлом для лучшего удерживания в руке, под тарелки обязательно кладем не скользящие салфетки. Для отработки навыка самостоятельного удерживания чашки в руках используем поильники с двумя ручками. Приучаем вытирать рот после еды салфеткой.

Основная масса детей при приеме пищи и питья нуждается в помощи взрослых.

Большое внимание уделяем отработке навыка по удержанию ложки в ведущей руке, добиваясь положительной динамики в развитии у ребенка хватательного рефлекса.

Формирование навыков умывания и чистка зубов.

При обучении используем совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование. Главное в обучении выполнения действия - разбить его на маленькие шаги, с каждым из которых нетрудно справиться. Всегда используем то, что ребенок освоил при обучении другим навыкам. Напр., кран с водой открывает взрослый - ребенок самостоятельно берет мыло - намыливает руки - смывает водой с помощью взрослого – закрывает кран взрослый – ребенок вытирает руки.

Для мытья рук и чистки зубов у детей с ДЦП используем емкости с водой, которые удобно ставить на рабочий стол кресла, сам процесс чистки осуществляет взрослый.

Формирование навыков одевания.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку целенаправленно направляем детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть штаны, колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.

Предлагаем определенную цепочку действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Напр., взрослый подает ребенку каждый последующий предмет, а ребенок самостоятельно одевается, либо взрослый называет ребенку предмет одежды, а тот самостоятельно находит и надевает его.

Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Приучаем детей пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штаны, мыть руки после туалета.

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду (по просьбе воспитателя убирать игрушки после игр, пособия после занятий).

Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом (просим ребенка способного передвигаться, подать-принести детям упавшую игрушку; просим пожалеть - успокоить ребенка).

Рекомендации (из опыта работы) :

Строгое соблюдение распорядка дня - один из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей.

Формировать навыки самообслуживания у детей с ОВЗ следует начинать как можно раньше.

Помните, что формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.

Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.

Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Обязательное условие работы - положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.

Доклад к педсовету «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми Доклад «Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми» Современные педагогические технологии в.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной.

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.

Педагогическое обследование ребенка как начальный этап разработки содержания коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и.

Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Творческий отчет Воспитателя «Ивангордского центра ранней помощи детям —сиротам и детям с ОВЗ» Купериной Ирины Владимировны. Тема: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 15:36
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД