Тялина О.В.
Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать данную категорию детей более разносторонне.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой - успешная социализация и интеграция в общество.
Перед специалистами Центра содействия семейному воспитанию стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им для жизнедеятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются три фактора – возраст, особенности индивидуального развития и уровень развития детей.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, последовательности, постепенности, систематичности и индивидуального подхода. Большое внимание уделяется взаимодействию специалистов центра и родителей.
Основными методами воспитания у детей навыков и умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя :
• формирование навыков приема пищи
• формирование гигиенических навыков
• формирование навыков одевания и раздевания
• формирование навыков культурного поведения
• формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке
Формирование навыков еды : учим детей сидеть за столом, есть ложкой; учим брать пищу понемногу, есть аккуратно, пользоваться салфеткой после еды. Следует отметить, что 90% детей нашей группы с диагнозом ДЦП. Такие дети плохо контролируют функции мышц области рта, положение головы и туловища, плохо удерживают равновесие в положении сидя, не могут достаточно сгибать ноги в тазобедренных суставах, что не позволяет им вывести руки вперед для захвата предмета; им трудно координировать хватательные движения и положение руки; и, наконец, они не могут четко поднести руку ко рту, т. к. у них нарушена координация глаз-рука.
Дети с трудом осваивают умение самостоятельно удерживать ложку, подносить ее ко рту, снимать пищу с ложки, готовить пищевой комок к проглатыванию. Для этих целей мы используем изогнутую ложку и ложку с резиновым чехлом для лучшего удерживания в руке, под тарелки обязательно кладем не скользящие салфетки. Для отработки навыка самостоятельного удерживания чашки в руках используем поильники с двумя ручками. Приучаем вытирать рот после еды салфеткой.
Основная масса детей при приеме пищи и питья нуждается в помощи взрослых.
Большое внимание уделяем отработке навыка по удержанию ложки в ведущей руке, добиваясь положительной динамики в развитии у ребенка хватательного рефлекса.
Формирование навыков умывания и чистка зубов.
При обучении используем совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование. Главное в обучении выполнения действия - разбить его на маленькие шаги, с каждым из которых нетрудно справиться. Всегда используем то, что ребенок освоил при обучении другим навыкам. Напр., кран с водой открывает взрослый - ребенок самостоятельно берет мыло - намыливает руки - смывает водой с помощью взрослого – закрывает кран взрослый – ребенок вытирает руки.
Для мытья рук и чистки зубов у детей с ДЦП используем емкости с водой, которые удобно ставить на рабочий стол кресла, сам процесс чистки осуществляет взрослый.
Формирование навыков одевания.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку целенаправленно направляем детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть штаны, колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Предлагаем определенную цепочку действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Напр., взрослый подает ребенку каждый последующий предмет, а ребенок самостоятельно одевается, либо взрослый называет ребенку предмет одежды, а тот самостоятельно находит и надевает его.
Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Приучаем детей пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штаны, мыть руки после туалета.
Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду (по просьбе воспитателя убирать игрушки после игр, пособия после занятий).
Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом (просим ребенка способного передвигаться, подать-принести детям упавшую игрушку; просим пожалеть - успокоить ребенка).
Рекомендации (из опыта работы) :
Строгое соблюдение распорядка дня - один из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей.
Формировать навыки самообслуживания у детей с ОВЗ следует начинать как можно раньше.
Помните, что формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.
Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.
Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Обязательное условие работы - положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность.