Оксана Фролова
Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка.
Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система малыша. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции на внешние раздражители. Все это обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
В нашу группу каждый год приходят детки “домашние”, у них не сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполняется не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы (при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие, наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы используем разные методы и приемы работы. Такие как: самомассаж кистей рук, массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков; пальчиковую гимнастику, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, потешками, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки); нетрадиционные техники рисования (кистью, пальцем, зубной щеткой).
В непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей мы используем методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур, упражнения со счетными палочками. В этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление, воображение, сообразительность.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора «ЛЕГО»). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Одним из интересных занятий является собирание пазлов, нанизывание бус на леску, шнуровка, игры с мелкими предметами.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в интересной, непринужденной игровой форме, и во взаимодействии с родителями доставляет детям радость и удовольствие, а также влияет на формирование интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.