Вера Селина
Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравятся такого рода работы. Во- первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту и это безусловно радует детей; во- вторых, как правило, результат - картинка, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности“» размещена в разделах
На осеннем педсовете прозвучала тема, по которой я должна написать сообщение и показать со своими детьми комплексное занятие (музыкальное и рисование). Определилась, с чего нужно начинать.
Анализ программы по изобразительной деятельности позволяет отметить, что в процессе работы с детьми нужно рисовать две группы взаимосвязанных задач.
К первой группе относятся задачи направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, карт инкам, иллюстрациям.
Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании. Чтобы у детей появились представления о явлениях природы, которые мы будем потом изображать (снег, дождь, следы, я стараюсь вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с детьми радуемся солнышку, здороваемся с ним, побуждаю детей проговаривать, что мы рады его видеть (яркое, чистое, золотое, теплое, с ним тепло, светло и радостно). Радовались дождику, наблюдали,
как дождинки капельками стекали по стеклу. Радуемся ветру, здороваемся с ним, наблюдаем есть ветер, или нет с помощью флажков и султанчиков.
Наблюдаем за облаками, радуемся, здороваемся с ними. Наблюдаем и радуемся птицам, снежинкам, упавшим семенам клена и т. д. Слушали капельки дождя, ветра, птиц и слушаем. Такую работу провожу постоянно, дети с интересом откликаются на мое взволнованное удивление и радостное внимание: «Какое красивое белое облачко плывет, какая хрупкая снежинка упала на мою перчатку, посмотрите какая она красивая».
Эмоциональный отклик детей стараюсь вызвать на каждую игрушку и замечаю, как меняется отношение к ней, как к живой, разговаривают с ней и не бросают.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией, где также на первом месте восхищение перед мастерством художника, пояснение ее содержания. Рассматривая иллюстрации с детьми всегда выясняю, кто из персонажей им больше всего нравится. Некоторые дети называют, некоторые показывают, некоторые даже погладят.
С начала учебного года проводила занятия по изодеятельности по традиционной структуре. Ставила цель (что, зачем, как делать) Мотивировала, заинтересовала. Объясняла способы и последовательность выполнения. Поставить и смотивировать цель всегда помогает игровой прием, дети при этом находятся свободно в группе. Пришли к детям зайка, лисичка, мишка грустные- «Дед Мороз забыл зажечь огоньки на Новогодней елке.
-Давайте им поможем. Напоим кисточки краской и сами зажжем огоньки на елке».
Обследование и показ способа действия. Во второй части занятия повторяю элементы первой части для некоторых детей, когда использую индивидуальное обследование, индивидуальный показ, советы, указания, напоминания, вопросы поискового характера -«Где еще не загорелся огонек?»
Законченные работы предлагала приносить им самим, а затем их обыгрывали. Все работы раскладывали на столах в одну общую картину и радовались полученному результату. В данном занятии с зайчиком, лисичкой, медведем. В моем лице игрушечные персонажи рассматривали рисунки, хвалили, радовались. Личность ребенка никогда не оцениваю, заканчиваю занятия всегда установкой на последующую деятельность.
Дома или вечером можно нарисовать, как зажигаются огни в окнах домов. Детям очень нравится прием сотворчества: я рисую елки, они «зажигают огоньки». В таком плане и темы занятий: «Травка», «Дождик», «Осенний листопад», «Красная рябина», «Рисуем для птичек», «Зашагали ножки», «Мишка топает, зайка прыгает», «Разноцветные клубочки», «Машина», «Баранки».
Чтобы повысить у детей интерес к процессу рисования и его результату, стала проводить коллективные работы. Их цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать входе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующее не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе. Взаимодействие детей с ужу завершенной работой в воспитательном отношении не менее значим, чем сам процесс рисования.
Всего с детьми я провела четыре совместных коллективных занятия: в ноябре - «Дует, дует ветер», в декабре – «Мишка в гости к нам идет», в январе – «Белый снег пушистый», в феврале – «Солнышко посвети».
Тема: «Дует, дует ветер»
До занятия не раз наблюдали с детьми, что после сильного дуновения ветра много листочков падает с деревьев, сколько много их на нашем участке, собирали опавшие листочки в ведерки. Перед рисованием выполнили танец с листочками – «Листочки, листочки по ветру летят».
Показала картину «Листопад».
Художественное слово : «Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает «.
Игровой момент – «Давайте, ребятки, поможем ветру сорвать с дерева желтые листочки».
Приглашала к столу первую подгруппу детей, каждому давала альбомный лист и кисточку.
На мольберте показывала как примакиванием рисовать листочки и что летят оно по всему листу. Затем предлагала детям показать, как они будут рисовать сухой кисточкой листочки.
Настя К. с неуверенностью держала кисточку и не показывала, как нужно делать мазки. Применила прием пассивных движений: делала мазки ее рукой.
Игровое действие – «Напоите кисточки краской», опускаем кисточку в краску до середины ворса, лишнюю краску отжимаем о край баночки и рисуем,как ветер «срывает» желтые листочки. Некоторым детям подсказывала – «А где еще не летят листочки?». После того, как все работы закончены, предлагала каждому принести свою работу к мольберту. На мольберт ставила большой лист с заранее нарисованным деревом без листьев. Детские работы подклеивала со всех сторон к дереву, создавалось впечатление, что все листочки с дерева ветер сорвал, и они падают.
Стоя возле мольберта, дети рассматривали свои работы.
Игровое действие: Стук в дверь, приходила собачка, здоровалась, спрашивала, что дети рисовали, кто рисовал, восхищалась рисунками. Покувыркалась на листве, сказала, что очень любит так играть. На вопрос» Кто нарисовал эту картину?» Дети отвечали : «Я».
Подвела детей к правильному ответу. Перечислила всех детей, которые рисовали листочки, а про себя сказала, что я рисовала дерево, значит мы все рисовали эту картину, поэтому она получилась такая большая и красивая.
Выполненную детьми композицию на несколько дней оставляла в группе, она еще не раз привлекала внимание детей, дети подходили, рассматривали, изображали листочки (кружились, садились).
Другую совместную работу – «мишка в гости к нам идет», дети выполняли на большом листе. Я заранее нарисовала лес, т. е. несколько елок, а дети примакиванием рисовали следы.
ДО занятия рассматривали наши следы на снегу, показывала следы собачки, кошки, птиц.
Игровое действие: В группу приходил плюшевый медведь, рассказывал, как он долго шел к детям в гости из леса. Здоровались с гостем, радовались его приходу, спели ему песенку – «Мишка в гости к нам идет», имитировали как медведь ходит, поиграли с ним.
Предложила детям нарисовать, как медведь ходил по лесу, искал к нам дорожку, а он потом посмотрит на нашу работу.
Сначала показала сама, как рисовать следы, затем дети показали кисточкой в воздухе. Потом приглашала к столу по два ребенка и предлагала рисовать как мишка топал по лесу от дерева к дерева. Так по очереди все дети рисовали. Затем вместе с медведем подошли к рисунку для рассматривания. Медведь хвалил всех ребяток за хорошую работу.
На вопрос – «Кто нарисовал эту картину?» Все опять сказали – «Я». Тогда я задала Артему С. еще вопрос - «ты один рисовал здесь?». Мальчик подумал и сказал – «Я и ребятки». Я порадовалась за правильность ответа, похвалила ребенка и еще раз уточнила, что рисовали эту картину мы все вместе, поэтому она такая большая и красивая, все ребятки очень старались. Медведь тоже мне поддакивал. После этого дети стали понимать, что выполняли они работу все вместе.
Два других совместных занятия мы также выполняли примерно в таком же плане. «Белый снег пушистый» рисовали пальчиком, а «Солнышко посвети» рисовали ладошкой.
После рисования «Солнышко посвети», я опять спросила у детей – «Кто нарисовал это лучистое солнышко?». Артем сказал – «Мы». «А кто это мы?», «Я и ребятки». Другие дети тоже повторили: «Я и ребятки».
Коллективная изобразительная деятельность детей должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышает интерес к деятельности. Детские работы всегда вывешиваю в раздевальной комнате, чтобы родители посмотрели, а дети вспомнили, что они рисовали и об этом рассказали родителям, (находили свои работы). Обязательно настраиваю родителей, чтобы дома тоже рисовали с детьми. Если в группе рисовали следы медведя, дома следы зайчика; в группе огоньки на елке, дома огни в окнах домов и т. д.
Показывала родителям, что очень эффективен в процессе рисования прием сотворчества: мама рисует дом, ребенок огоньки в окнах и обязательно должен присутствовать игровой персонаж, чтобы ребенок знал для кого он рисует, кому его труд пригодится и чтобы обязательно его похвалили.