Ольга Кравцова
Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд - это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети с дошкольного возраста овладевают компьютерными играми, которые их увлекают, втягивают, и разрушают психику ребёнка, воспитывают в них жестокость, равнодушие. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Негативные способы поведения дети переносят и в игру, наша задача, как логопедов не только обучать, но и вызывать у детей положительные эмоции, дарить радость общения. В своей коррекционной работе я и стараюсь подбирать игры, в которых решаются все эти задачи на всех этапах коррекционной работы.
Публикация «Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы)» размещена в разделах
На практике мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей например, при дизартриях или ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются еще и несовершенства фразовой речи, а при заикании - иногда и то и другое, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.
После артикуляционной гимнастики обязательно включаю игры и упражнения для развития дыхания и мелкой моторики.
Одним из основных этапов при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации поставленных звуков. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и приемы.
При автоматизации звука в слогах, для привлечения интереса детей я практикую использование:
*“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;
*“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог
5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, “Песенок”- слогов “ играть” вместе : РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
*“Рыбалка” в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбку” – (рыбку с картинкой, дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
* Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним. Очень интересны игры путешествия:
*«Путешествие на планету речи» *«Путешествие в страну гномию».
*«Путешествие в лесное царство Старичка-лесовичка» *«Путешествия по сказкам»
Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и полезную игру“Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными, в конце предложения нужно ставить какой-то знак: Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.
Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов. Поэтому, я вижу необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения и воспитания детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.