Наталия Климова
Консультация для педагогов «Возрастные особенности развития детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением (ложка, чтобы брать из тарелки еду и нести в рот).
II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению (ложкой только едят).
III этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей (ложкой можно играть в песке, разливать воду по чашкам, подбрасывать и т. д.).
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом (из кубиков строят башни, гараж, паровоз, на них расставляют животных, машины, считать у кого больше, делают дорогу, пишут слова, складывают картинки и т. д.). Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек (игрушки надо менять и убирать).
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Развивать словарный запас (читать стихи, сказки, потешки, просить рассказать сказку, событие).
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого. В этом возрасте важно обращаться к ребенку вежливо и уважительно (принеси, пожалуйста, спасибо, извини мама нечаянно, здравствуй, спокойной ночи и т. д.) тем самым формируются и закладываются нравственные качества ребенка.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными (цвет, размер). Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры, с размером и качеством (большой – маленький, холодный – горячий, и т. д.).
Малыш в возрасте 2—3-х лет способен:
Различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
Различать 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Считать до 3 и показывать на пальцах рук.
Владеть понятиями: один – много, больше – меньше, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, добрый – злой, веселый – грустный и т. д.
Сравнивать предметы по количеству, величине, форме, цвету.
Подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Знать и называть окружающие предметы: мебель, посуда, игрушки, одежды и т. д.
Знать название основных действий (бегать, прыгать и т. д.)
Повторять за взрослым стишки и песенки.
Запоминать 2 -3 картинки, 3 – 4 слова (после повторения).
Запомнить и повторить движение
Складывать разрезные картинки из 2 – 4 частей.
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Находить лишний предмет и объяснять свой выбор.
Находить сходства и различия между предметами.
Уметь разрезать ножницами бумагу.
Лепить колбаски и шарики из пластилина.
Рисовать кружки, точки, линии.
Повторять движения пальчиковой гимнастики
Знать названия и иметь представление о домашних животных и диких
Знать названия трех – четырех птиц (воробей, сорока, голубь, рыб (щука, сом, акула, насекомых (муха, комар, оса, паук, деревьев (дуб, береза, ель, береза, цветов (ромашка, роза, колокольчик).
Иметь представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы (стеклянный, деревянный, железный).
Знать части суток (утро, день, вечер, ночь).
Уметь называть явления природы (дождь, снег, ветер, радуга).
Уметь прыгать на двух ногах.
Бросать и ловить мяч.
Знать основные правила личной гигиены.
Ритмично двигаться под музыку.
Копировать звуки.
Управлять силой голоса, говорить громко - тихо
Психологические особенности развития детей 2-3 лет.
Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
В этом возрасте возможно появление страшных сновидений со сказочным Волком. Волк снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Волк ассоциируется с физической болью. Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказать. Уносящая к себе «плохих детей» и расправляющаяся с ними Баба Яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему дети иногда просят родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров.
Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.