Татьяна Бондарева
«Его величество хлеб». Проект с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Его величество хлеб".
" Скажут:
Хлеб-избитая тема,
Я иду и смеюсь над такими
И несу домой каравай
как поэму. "
Василий Федоров
"Зерна наших дней,светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы:"Берегите,
Берегите хлеб родной. "
Не мечтаем мы о чуде,
К нам с полей живая речь:
"Берегите хлеб,вы -люди,
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Научитесь хлеб беречь".
Николай Тихонов
Тип проекта : творческо-исследовательский.
Вид: групповой.
Форма: занятия,беседы,дидактические игры,инсценировки,опытническая и исследовательская деятельность,чтение художественной литературы.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (2 месяца).
Участники проекта :дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность: отношение к хлебу в России как к особо почитаемому продукту. В жизнь каждого человека понятие "хлеб" входит с рождения. Чем больше дети будут знать о нем,тем дороже он станет им. Мы знаем,что в хлебе заложен нелегкий труд многих людей, в нем пот и кровь предков. Хлеб-наше общее богатство, и мы должны бережно и уважительно относиться к нему.
Цель проекта : формирование у детей представления о ценности хлеба, получение которого требует большого труда.
Линии развития личности.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие: -расширять и систематизировать представления о труде и профессиях людей; показать связь между трудовыми действиями и их результатом; -содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению трудовой деятельности взрослых,углублять представления о социальной ценности труда и его результатов;
познавательное развитие: -расширять представления об окружающих предметах; знакомить с тем,как изготавливаются разные вещи;
-формирование элементарных навыков исследовательской деятельности,умение обобщать,анализировать, делать выводы;
речевое развитие:
-продолжать пополнять словарь,необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире; -воспитывать чуткость к слову,знакомить со смыслом пословиц и поговорок;
художественно-творческое развитие: -обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей;
-углублять читательские интересы детей; -знакомство с произведениями художественной литературы разных жанров.
Задачи проекта. Обучающие:
-расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий; -формировать представления о процессе выращивания злаковых и производстве хлеба; -учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
Развивающие: -развивать представления о хозяйственной деятельности человека в разные исторические периоды; -развивать творчество и фантазию,мышление и любознательность,наблюдательность и воображение;
-обогащать словарь детей; -учить составлять рассказ-описание с помощью схемы.
Воспитательные: -воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
-формировать эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов; -доставить радость от совместной деятельности со взрослыми;
-приобщение к культуре русского народа через чтение сказок,заучивание пословиц,поговорок,загадок.
Планируемый результат:
-понимание детьми ценности хлеба; -сформированность представлений детей о процессе выращивания хлеба; -понимание детьми значимости труда многих людей для того,чтобы у нас на столе был хлеб.
Хлеб нам дорог не только как продукт питания. В сознании человеческом хлеб-не только каравай на столе,но и мерило нравственных ценностей,символ того,что приносит человеку самоотверженный,непрестанный труд. Отношением к хлебу выверяются культура людей,их воспитанность,их патриотизм. Его земной заряд для нас-как энергия Солнца,как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И помнить об этом нужно всегда.
Именем хлеба клянутся : "Чтоб мне первым куском подавиться. чтоб мне хлеба не видать!" Хлеб вносят в новый дом :"Не красна изба углами,красна пирогами". Хлебом-солью встречали дорогих гостей:"Честь да место,да обед на столе". Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословение:"Хлеб в пути не в тягость".Именно хлебом,отношением к нему выверяется душевная щедрость человека.
Хлебу нельзя не поклониться. "К земле ниже,к хлебу ближе". К хлебу на столе надо присматриваться. Хлебом на вышитом рушнике-любоваться. Ну, а коль он положен на стол-наслаждаться вкусом.
Из года в год-тысячелетия!-прорастают,цветут и колосятся на Земле хлебные злаки. Зерно падает в землю,чтобы прорасти. Человек рождается на земле,чтобы собирать зерна и вновь рассыпать их. Такова философия Хлеба,который не затерялся в Природе,а завоевал ее пространства.
Рыба-вода,ягода-трава,а хлеб-всему голова! Хлеб будет-все будет!
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Сбор и обработка информации,работа с литературой,подготовка необходимых атрибутов,предметов быта,иллюстраций.
2. Реализация плана проекта (творческо-исследовательский этап).
Исследовательская деятельность,занятия,игры,чтение художественной литературы,совместная деятельность с родителями по изготовлению альбома "Рецепты наших бабушек и мам",сочинение "Вкусные истории".
3. Итоговый этап.
Открытый показ НОД "Хлеб-всему голова!"
Изготовление плаката "Берегите хлеб!"
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям.
Познавательное развитие:
-исследовательская деятельность-рассматривание семян пшеницы, колосков,муки;
-посев семян пшеницы и ячменя,ведение карты наблюдений за их ростом;
-дид. игры:"Чего не стало?","Сосчитай,что лежит в моей корзинке", "Четвертый-лишний".
Речевое развитие:
-НОД"Кто растит хлеб для всех людей?";
-НОД"Хлеб-всему голова";
-Дид. игры:"Опиши,мы угадаем","Расскажи по порядку","Кто что делает?","С какой начинкой пироги?"
Социально-коммуникативное развитие:
-Сюжетно-ролевые игры:"Хлебный магазин", "Строительство элеватора";
-Игра-драматизация по сказке "Колосок";
-НОД "Откуда хлеб пришел?";
-Выпечка булочек в детском саду;
-Создание альбома "Хлеб".
Художественно-эстетическое развитие:
-Чтение. "Легкий хлеб"-белорусская народная сказка. "Колосок"-украинская народная сказка. "Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка"-русская народная сказка. М. Пришвин"Лисичкин хлеб". И. Сенченко"Хлеб святой". К. Д. Ушинский"Два плуга".Чтение стихов,заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
-НОД "Бублики и баранки к чаю"(коллективная аппликация);
-НОД "Кренделек"(лепкам из соленого теста);
-Рассматривание репродукций картин. И. Шишкин "Рожь", И. Машков"Снедь московская".
Физическое развитие:
-Хороводные игры "Каравай","Ваня";
-Пальчиковая гимнастика "Тесто", "Колоски";
-Психогимнастика "Я-зернышко";
-Подвижные игры "Кто быстрей найдет калачик?", "Угадай,где спрятано?"
Работа с родителями.
1. Подбор иллюстраций для альбома "Хлеб";
-2. Заучиване пословиц и поговорок о хлебе,урожае,трудолюбии;
-3. Создание альбома "Рецепты наших бабушек и мам";
-4. Сочинение "Вкусные истории";
-5. Пошив фартуков.