Ольга Ишпулатова
Проект «Богатства Земли. Его величество уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект педагогического мероприятия с детьми
по технологии «Детское экспериментирование»
Тема: «Богатства Земли. Его величество уголь»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность, методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду /Иванова А. И. /
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Публикация «Проект „Богатства Земли, Его величество уголь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Планируемые результаты: Ребенок проявляет готовность к действию. Соблюдают общепринятые нормы поведения. Умеет экспериментировать, делать логический вывод. Способен к принятию собственного решения. Готов соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Цель: создание условий для формирования у детей представления о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.
Задачи:
Обучающие:
1. Актуализировать знания детей об угле.
2. Изучать свойства угля на основе опытов.
Развивающие:
1. Пополнять словарный запас детей, формировать связную речь, делать выводы, обобщать.
2. Развивать познавательную деятельность детей в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
1. Воспитывать самостоятельность, любознательность, желание доводить начатое дело до конца.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в малой группе.
Средства:
-Экранно – звуковые – презентация «Сказка об угле», видеописьмо.
-Печатные – алгоритм выполнения каждого эксперимента, знаки- символы
-Оборудование – кусочки угля, лупы на каждого ребенка, прозрачные ёмкости с водой, сухие и влажные салфетки, молотки, деревянные палочки; свечка, щипцы, посылка, доска.
-Технические – ноутбук, экран, проектор.
-Информационные источники:
Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
Ход мероприятия
1 этап. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Анатольевна. Я пришла к вам в гости и рада видеть вас всех сегодня здесь. У меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение. А теперь я предлагаю вам посмотреть друг на друга и подарить улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим.
Воспитатель. У входа в детский сад я нашла посылку. Давайте проверим, действительно ли она предназначена нам? Кто знает, как называется ваш детский сад? А ваша группа?
Воспитатель. Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке?
(Воспитатель, вместе с детьми открывает посылку, достает флэшку, включает запись).
Прием «Аудиозапись «Письмо хозяйки медной горы»
Воспитатель. Догадались, о каком камне идёт речь? (пауза) Это уголь, вот он какой, каменный уголь.
Воспитатель. Хозяйка Медной горы прислала нам каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства.
2 этап. Прогнозирование результатов
Воспитатель. Где лучше всего искать ответы на эти вопросы? Правильно, в нашей лаборатории. Я приглашаю вас в лабораторию (Воспитатель и дети проходят в лабораторию одевают шапочки). Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. Я буду главным научным сотрудником, который руководит работой.
Воспитатель. Коллеги, у вас есть предположения о том, какой бывает уголь, зачем он нужен?
Воспитатель. Чтобы проверить наши предположения, что нужно сделать? (ответы детей)
3 этап. Уточнение правил безопасности
Воспитатель. Хочу напомнить, что в лаборатории надо соблюдать тишину, не перебивать друг, друга. Научный сотрудник должен быть внимательным, аккуратным, спокойным.
Правила безопасности: выполнять работу только после моего объяснения, брать предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые я назову.
4 этап. Выполнение эксперимента
(наблюдение результатов, фиксирование результатов эксперимента)
Воспитатель. Перед вами, коллеги, стоит задача, с помощью опытов, как можно больше узнать об угле. В лаборатории имеется всё необходимое для нашей работы, но прежде чем мы приступим к исследованиям угля, нам необходимо поделится на группы. Каждая группа проводить опыт и обобщает вывод перед коллегами. Предлагаю вам сесть за столы. Приступим к исследованию угля.
Прием «Опыт «Исследование угля»
Воспитатель. Начнём с самого простого, то есть посмотрим на уголь глазами. А чтобы лучше его рассмотреть, возьмём лупу. Что мы видим? Какой уголь?
Вывод: Уголь чёрный и блестящий.
Воспитатель. Я предлагаю записывать свойства угля, которые мы определяем. Для того чтобы лучше их запомнить. Но так как вы ещё не научились писать, я предлагаю записывать свойства угля с помощью знаков-символов, которые изображены на картинках.
Воспитатель. Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент.
Прием «Опыт «Имеет ли запах уголь?»
Как вы думаете, чем пахнет уголь? Понюхайте! (Ничем не пахнет). Какой можно сделать вывод? Есть ли запах у угля? (Нет).
Вывод: Правильно, уголь не имеет запаха.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.
Прием «Опыт «Каменный уголь»
Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем (Ответы детей)
А давайте проверим, крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Вывод: Уголь твёрдый как камень.
Прием «Опыт «Уголь горит или нет?»
Воспитатель. А что будет, если мы подожжём уголь? Попробуем? Только, при этом эксперименте надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Поэтому я сама попробую поджечь уголь, а вы внимательно следите. Что происходит с каменным углем?
Правильно уголь горит. Это главное свойство угля.
5 этап. Формулировка выводов
Воспитатель. Итак, коллеги, мы сегодня провели эксперименты с углем. А теперь вспомните все, что мы сегодня узнали об угле и опираясь на знаки - символы, расскажите о нем. (уголь черный, блестящий, уголь не имеет запаха, уголь горит, уголь твердый.)
Воспитатель. Ребята, а мне показалось, что в посылке ещё что-то есть (Дети открывают посылку и достают из неё диск).Ребята, что же на этом диске? Вы хотите узнать?
Прием «Просмотр сказки про уголёк»
Воспитатель. Ребята, про какой камень мы посмотрели сказку? Чем же он полезен для людей? Мы с вами убедились, что уголь – это не просто камень, он очень ценный!
А Хозяйка Медной горы приготовила вам небольшие подарки! Посмотрите, что это. (Дети достают из посылки простые карандаши)
Воспитатель. Наша работа в лаборатории закончена. А сейчас я прошу поднять зеленый кружок тех, кому легко было справляться с заданиями, кому работать было интересно, а красный кружок поднимут те, кто испытывал затруднения, кто делал опыты только потому, что их делали все.
Воспитатель. А мне тоже было легко и интересно заниматься с вами, и я хочу поднять зеленый кружок.
Воспитатель. Сегодня мы открыли лишь некоторые тайны угля, но на этом наши исследования воздуха не заканчиваются. Я уверена, что мы найдем еще много разгадок. А дома, с родителями, можете нарисовать карандашом любой предмет, какой вам понравится. За вашу работу я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.