Ирина Липатова
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми старшего возраста «Моя малая Родина»
Тип проекта : долгосрочный (полгода, групповой, творчески – поисковый.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст детей : 5-6 лет
Актуальность проекта :
Публикация «Проект с детьми старшего дошкольного возраста „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Большое значение для познавательного развития детей имеет знакомство с родным городом, районом и улицей, с достопримечательностями города, с памятниками старины, с традиционной народной культурой и бытом. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе. Поэтому эта задача актуальна в настоящее время.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.
Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
На основании анализа анкет и результатов диагностики, мы сделали вывод, что дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
Цель проекта :
Формировать у детей и родителей интерес к культурно – историческим ценностям города.
Задачи:
1. Расширить знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, культурные и промышленные объекты.
2. Познакомить детей с историей города Пермь: улицами, достопримечательностями, природой
3. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город
4. Познакомить детей с рекой Камой, ее расположением на карте, уникальностью
5. Познакомить с городами и историческими центрами Пермского края
6. Дать знания о народах и народных промыслах родного края
7. Познакомить с творчеством Пермских писателей и поэтов
8. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной»
9. Воспитывать интерес, внимательное отношение к культурно – историческим ценностям города.
Ожидаемый результат:
1. Обогатить знания детей и родителей об истории и культурных ценностях города Перми.
2. Вызвать устойчивый интерес к истории города и потребность самостоятельном знакомстве с этой тематикой.
3. Сформировать бережное и осознанное отношение к культурно – историческим ценностям города.
4. Разработать методическое сопровождение по данному разделу.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
1. Провести мониторинг с детьми (анкетирование)
Диагностика знаний детей о родном городе
• Как называется наш город? (Пермь)
• Назови свой домашний адрес?
• Какие улицы ты еще знаешь?
• Что изображено на гербе города Перми? (медведь).
• Найди герб города Перми среди гербов других городов.
• Назови главную реку нашего города? (Кама)
• Назови достопримечательности города Перми и расскажи о них.
• Какие вокзалы есть в нашем городе? Расскажи о них (четыре вокзала)
• Назови театры города Перми и расскажи о них?
- Высокий уровень (8-9 баллов) Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Перми.
- Средний уровень (5-7 баллов) Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Перми; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого).
- Низкий уровень (менее 4 баллов) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не помогают.
Этап планирования.
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
-в каких источниках найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Подбор художественной литературы.
Провести работу по подбору иллюстрированного материала.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Содержание работы с детьми Развивающая среда Работа с родителями
Первоначальная диагностика детей.
Рассматривание открыток, буклетов о Перми.
Составление альбомов с рассказами детей «Мой дом», «Моя улица».
Знакомство с гербом и флагом Перми.
Чтение литературы о Перми «Мы земляки», «Мы пермяки». Пополнить предметно-развивающую среду (буклеты, открытки, фотографии, карта города, глобус и т. д.)
Оформить уголок по краеведению.
Подбор литературы по теме. Анкетирование родителей по теме «Культура и история Перми».
Организация выставок «Мой город Пермь», «Я люблю свой город».
Родительское собрание «Разработка плана совместных мероприятий».
Основной этап:
1. Пополнить методическое сопровождения по разделу «Знакомство с историей и культурой Перми.
2. Формирование знаний у детей и родителей о районе, городе.
3. Организовать цикл тематических экскурсий и занятий по ознакомлению с культурно – историческими ценностями родного города.
Содержание работы с детьми Развивающая среда Работа с родителями
Целевые прогулки к жилым и административным зданиям, достопримечательностям.
Рассмотреть схему города Перми.
Рисунки детей «что я видел по дороге в детский сад».
Рассказы детей записать в альбом.
Тематическое занятие: «Путешествие по улицам родного города» «Пермский край – моя малая родина» Оформление библиотеки.
Дидактические игры. Оформление выставки рисунков «Пермь зажигает огни».
«Родной город – люби и знай»
Составить схему улицы, на которой они живут
Презентационный этап.
Создание альбома (лэпбука) «Мой родной город».
Презентовать проект «Моя малая Родина» детям старшего дошкольного возраста, родителям.
Рефлексивно-оценочный этап.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Пермь - очень красивый город, где существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры. Обсудили, что получилось в ходе проекта, и над чем нужно еще поработать для того чтобы получить исчерпывающий материал. Узнали у детей, что вызывало трудности, а что далось легко. Выявить и отметить рост самостоятельной деятельности каждого участника в ходе реализации проекта. Провели заключительный мониторинг с детьми (обобщить полученные знания о родном городе.
Проектировочный этап.
Определить перспективы развития проекта «Моя малая Родина» .
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Время проведения Тема Цель Форма проведения
Сентябрь «Что ты знаешь о своем городе?» Определить уровень знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование
«Где я живу» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке от общения с малой Родиной Рисование
«История возникновения города Перми» Познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать интерес к истории родного города Занятие с использованием презентации
«Символика Пермской земли» Познакомить с символами Пермской земли: герб, флаг Дидактическая игра
Октябрь «Улицы родного города» Познакомить с первоначальными улицами, с их внешним видом и названиями Занятие с использованием презентации
Наша история Дать представления о том, что с историей родного города можно познакомиться из книг, которые находятся в библиотеке, которые в свою очередь носят имена известных людей Экскурсия в детскую библиотеку
«Над Камой» Продолжать знакомить с историей родного города, с предназначением реки Камы Экскурсия на берег р. Камы
«По улицам родного города» Продолжать учить изображать улицы родного города Рисование
Ноябрь «Найди отличия» Сравнить улицу первоначальную и современную Дидактическая игра
«Узнай по описанию» Учить составлять небольшой рассказ про улицу города, узнавать улицу по словестному описанию Словестно-дидактическая игра
«Улица, на которой я живу» Учить передавать красоту родногогорода Рисование, аппликация
«Известные люди Перми» Познакомить с людьми, прославившими город Занятие с использованием презентации
Декабрь «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии города от профессий села Дидактическая игра
«Предприятия родного города» Расширять представления о предприятиях города, изготавливаемой продукции Занятие с использованием презентации
«Все профессии важны, все профессии нужны» Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Встреча с представителями предприятий
«Архитектура города» Познакомить детей с понятием архитектуры и архитектурными памятниками города Занятие с использованием презентации
Январь «Юные архитекторы» Создать макет площади Восстания Творческое задание
«Достопримечательности родного города» Расширять представления детей о достопримечательностях родного города Занятие с использованием презентации
«Что изменилось? (или найди отличия)» Сравнить особенности старинного и современного города Дидактическая игра
Февраль «Боевая слава нашего народа» Формировать представления о героизме, подвиге слободских воинов Экскурсия к мемориалу
«Я родом из Перми» Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, Фотовыставка
«Конкурс знатоков родного города» Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его краше Итоговое занятие
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Определить уровень полученных знаний у детей и родителей Беседа, анкетирование
Формы и методы работы с детьми :
Занятия, беседы
Чтение художественной литературы
Слушание аудио. Просмотр видео
Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
Викторины, досуги
Театрализованные представления
Встречи с интересными людьми
Дидактические, с/ролевые игры и т. д.
Выставки творческих работ детей.
Формы и методы работы с родителями :
• Консультации
• Родительские собрания
• Дни открытых дверей
• Конкурсы
• Организация фото и видеосъёмок
• Тематические праздники
• Экскурсии в музеи города
• Целевые прогулки к достопримечательностям города
Ресурсное обеспечение:
• Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
• Фотографии улиц родного города
• Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, театры, музеи
• Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»
• Художественные произведения и литературные материалы
• Книги пермских писателей и поэтов
• Картины и иллюстрации пермских художников
• Дидактические игры
• Картотека народов и народных промыслов Пермского края
Картотека дидактических игр
1. «Мой город»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах
2. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра)
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
3. «Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Перми; развивать внимание, память, связную речь.
4. «Парные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)
5. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.
6. «Кто лишний»
Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Перми, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.
7. «Собери картинку»
Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.
8. «Помоги Степашке попасть в театр»
Цель: : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.
9. «Заселим реку Каму»
Цель: закрепить знания детей о животном мире Пермского края (в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.
10. Лото «Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Список литературы
1. Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. – М. : Просвещение, 1987.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
4. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. – 2001. – №4.
5. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3.
6. Кокорева Н. Н., Бондаоенко А. К. Любить труд на родной земле. – М. : Просвещение, 1987.
7. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 176 с.