Светлана Потапова
Совместная деятельность взрослого с детьми для детей старшего дошкольного возраста «Организм человека и его здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
2. Продолжать знакомить детей с организмом человека, с понятием «внутренние органы», их названием и расположением. Дать детям знания о причинах заболеваний внутренних органов и о мерах профилактики заболеваний.
3. Развивать диалогическую речь, умение вести диалог со взрослым.
4. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму и здоровью.
Материал:
Публикация «Совместная деятельность взрослого с детьми для детей старшего дошкольного возраста „Организм человека и его здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Картинки внутренние органы (дыхательная система, легкие, сердце, желудок, кишечник); воздушные шарики и зеркала на каждого ребенка, прозрачная трубочка с помпой, модель человека.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций «строение человека» и «внутренние органы», экскурсия в медицинский кабинет.
Ход совместной деятельности:
В группу входят воспитатель с детьми, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята скажите, когда люди здороваются что желают друг другу?
Дети: Здоровья.
Воспитатель: Правильно здоровья. Мы ведь не просто поздоровались, мы с вами подарили друг другу частичку здоровья, потому что мы сказали: “Здравствуйте!”, «Здоровья желаем». А если мы с вами заболели, к кому мы с вами обращаемся?
Дети: к доктору.
Воспитатель: правильно, конечно к доктору! Я вам всем хочу пожелать здоровья, и что бы вас оберегать от болезней я сейчас превращусь в доктора. Ребята, чтобы мне стать как доктор что мне нужно?
Дети: халат, шапочка.
Воспитатель переодевается в доктора.
Воспитатель: Ну вот, теперь я настоящий доктор. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь, и Степану, и Кириллу, и Елене…
- А как можно назвать Лизу? Кто она?
Дети: Человек
Воспитатель: А Степан кто?
Дети: Тоже человек. Кирилл тоже человек…
Воспитатель: Как можно назвать нас всех вместе? Кто мы?
Дети: Все вместе мы люди.
Воспитатель: Правильно когда один – называют человек, когда много – люди. Каждый человек неповторим по своему характеру, внешности, но все люди одинаковые по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешние и внутренние органы.
Воспитатель: Ребята, познакомить вас, с органами, которые живут внутри нас. Это жизненно необходимые органы, называются они «внутренние органы».
Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом. Воспитатель выставляет картинку «лёгких».
Знакомство с дыхательной системой.
Воспитатель: Для начала ребята давайте мы с вами ребята поговорим о том, как человек дышит. Закройте рот, сделайте глубокий-глубокий вдох, почувствуйте, куда проходит воздух. Выдохните! Куда сначала попадает воздух?
Дети: в нос.
Воспитатель: воздух попал в нос, там он согрелся, а дальше – уже теплый – идет по специальной трубке. Эта трубка называется «дыхательная», потому что она помогает дышать. По дыхательной трубке воздух попадает в легкие. Они прячутся вот здесь, за ребрами. Ребра служат для защиты легких. Ребята, сколько всего легких?
Дети: Два лёгких.
Воспитатель: Да, их два: левое и правое. В них воздух то заходит, то выходит из них. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло? Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика. Что произошло? И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается.
Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Сделайте вдох и выдох. Когда мы вдыхаем, грудная клетка что делает?
Дети: поднимается.
Воспитатель: а когда выдыхаем?
Дети: опускается.
Воспитатель: выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. А теперь возьмите зеркальце, и выдохните воздух прямо на него. Что вы заметили?
Дети: зеркальце запотело.
Воспитатель: правильно! Зеркальце запотело. Это значит, что воздух внутри нас не только согревается, но еще и становится влажным. Это важно для того, чтобы мы с вами не болели. Но иногда у нас все-таки может начаться насморк и кашель. Это значит, что наши органы дыхания заболели. Напомните мне, пожалуйста, какие органы помогают нам дышать?
Дети: нос, рот, дыхательная трубка, легкие.
Воспитатель: и этим органам нужна наша поддержка! Старайтесь не переохлаждаться, не промокать, не простужаться, не кричать на холоде! Обязательно закаляйтесь, делайте гимнастику и пейте витамины!
Воспитатель: а теперь, ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
Дети встают со стульчиков и становятся в круг.
Воспитатель: Мы с вами сделаем дыхательную гимнастику.
Воздух в носик надувайся, и сквозь губы прорывайся: «П-п-п.»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: ну а мы с вами продолжаем путешествие по стране «Человек».
Знакомство с сердцем.
Воспитатель: сейчас мы с вами поговорим об очень важном органе – о сердце. Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь. Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Посмотрите, вот в этом месте сердце человека. Можете показать на себе, где ваше сердце? Приложите ладонь к этому месту. Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите…снова расслабьте… Сожмется сердце – вытолкнет кровь, и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет…
опыт со спринцовкой: к спринцовке с закрашенной водичкой прикреплена прозрачная трубочка от капельницы, при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.
Воспитатель: сердце можно услышать. Положите руку на сердце и послушайте. Услышали?
Дети: Да!
Воспитатель: почему говорят, что «сердце – стучит»?
Дети: потому что мы слышим тук-тук.
Воспитатель: Давайте, немного разомнемся.
Дружно, весело, все вместе –
Начинаем шаг на месте!
А теперь – прыжки на месте!
А теперь – и бег на месте!
1-2-3-4-5- никому нас не догнать!
Воспитатель: послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу?
Дети: Да! Сердце стало биться сильнее.
Воспитатель: если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка. Сердце любит, когда его хозяин занимается физкультурой, запомните это!
Знакомство с пищеварительной системой.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что нам, чтобы жить, не достаточно только дышать, что нам еще нужно для жизни?
Дети: пища.
Воспитатель: правильно, конечно же пища. Вот мы и поговорим сейчас о том, что происходит с человеком, когда он ест. Представьте себе, что у вас в руке – яблоко. Вы хотите его съесть. Что вы сделаете первым делом?
Дети: откусим.
Воспитатель: да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу?
Дети: чтобы измельчить.
Воспитатель: во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать. Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок.
Показывает на картинке.
Воспитатель: в желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается». Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения, желудок слишком растянется. Нам будет не очень хорошо: живот разболится, может даже стошнить.
Воспитатель: поэтому мы с вами не будем переедать! Ну вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается в кишечник. Это такая длинная трубочка
Воспитатель: Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего путешествия отдает полезные вещества и витамины разным органам. А от того, что остается и нам не нужно, мы избавляемся в туалете.
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили, в каком месте нашего организма какой орган находится.
Воспитатель выносит макет человека.
Дети вместе с воспитателем приклеивают внутренние органы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё хорошо запомнили! Я желаю вам никогда не болеть и беречь своё здоровье! На этом мы прощаемся, говорим всем «До свидания!»
Здоровья вам виноградного,
Настроения шоколадного,
Радости клубничной,
А улыбки – земляничной!
Воспитатель угощает детей фруктами.