Анастасия Шитовкина
Игровая нейрогимнастика как эффективное средство подготовки к успешному обучению в школе детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи. Согласно международной статистике нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста.
Перед педагогами остро встаёт вопрос выбора адекватных методов эффективной подготовки к школе таких детей.
Как правило, для детей с речевыми нарушениями характерны:
- слабая память
- рассеянное внимание
- гиперактивность или гиподинамия
- нарушение координации движений
- неспособность восприятия информации
- отсутствие познавательной мотивации.
Публикация «Игровая нейрогимнастика как эффективное средство подготовки к успешному обучению в школе детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Все это свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия.
Что бывает в обучении, если межполушарное взаимодействие не сформировано?
- проблемы при письме,
- проблемы в устной речи,
- в запоминании информации,
- в счете (устном и письменном,
- в восприятии учебной информации в целом.
Без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни познания, ни общения, чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка уровень интеллектуального и речевого развития, поэтому одним из эффективных средств подготовки к школе детей с ОВЗ является нейрогимнастика.
НЕЙРОГИМНАСТИКА – это специальные ассиметричные двигательные упражнения, которые выполняются разными частями тела с целью включения в работу обоих полушарий мозга и развитию межполушарного взаимодействия.
Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности, направленный на разностороннюю тренировку мозга и развитие межполушарного взаимодействия. Это уникальный инновационный метод, при котором развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Цель использования нейрогимнастики в коррекционной работе: подготовка ребенка с ОВЗ к школьному обучению путем развития межполушарного взаимодействия.
Задачи использования нейрогимнастики в коррекционной работе:
- развивать слухоречевое внимание;
- стимулировать речевую активность;
- развивать моторику (мелкую, общую) и познавательные процессы (внимание, память, мышление)
Преимущества использования нейрогимнастики в коррекционной работе:
• многофункциональность;
• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное обучение;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком, педагогом, родителями
игровая форма обучения.
Данная тренировка мозга пришла к нам в Россию относительно недавно – в 90-е годы прошлого столетия, а впервые заговорили о ней в США. В 80-х годах на теоретической базе кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики «Гимнастика мозга».
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП НЕЙРОГИМНАСТИКИ – постоянно изменять и усложнять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать новые непривычные для него задачи, что способствует развитию новых нейронных связей.
ПОЛЬЗА УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ для дошкольников:
- Активизация центров мозга, отвечающих за моторику и речь
- Развитие у ребенка умения выполнять произвольные действия, управлять своим вниманием
- Готовность мозга к успешному овладению чтением, письмом, счетом
- Воспитание воли
- Стимулирование развития памяти, внимания, мышления, пространственной сферы
- Улучшение мозгового кровообращения
- Поддержание работоспособности, интеллектуальной выносливости, творческой активности
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Коррекция поведенческих проблем, снятие стресса и нервного напряжения.
Как заниматься нейрогимнастикой?
- Благоприятный возраст для начала занятий нейрогимнастикой с 4 лет
- Продолжительность от 5 до 15 минут в зависимости от возраста
- Важна регулярность использования нейрогимнастики, заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения
- Комбинируем, меняем местами, обновляем упражнения для поддержания интереса
- За занятие или день используем не более 5-6 упражнений
- Обязательно создаём ситуацию успеха
- Постоянно усложняем и изменяем простые шаблонные действия, то есть даём возможность мозгу решать новые, непривычные для него задачи, что способствует развитию новых нейронных связей. Учитываем принцип от простого к сложному.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
На первом уровне освоения нейрогимнастических упражнений ребёнок запоминает упражнение.
Для этого педагог показывает ему жесты, движения, а ребенок повторяет их сначала одной рукой, потом – другой.
На втором уровне предлагаем ребёнку выполнить упражнение одновременно двумя руками синхронно.
На третьем уровне учим выполнять движения одновременно двумя руками, но показываем разные жесты, асинхронно.
На четвёртом уровне добавляем усложняющие элементы.
Если ребенок осваивает нейрогимнастику уже некоторое время, то уровни 1 и 2 можно пропустить.
ВАРИАНТЫ УСЛОЖНЕНИЯ упражнений:
• Через хлопок, кружение, другой жест.
• Подключаем речь (произносим скороговорку, рассказываем стихи, называем животных, цветы, слова на определенную букву, отвечаем на вопросы воспитателя).
• Подключаем ноги (стоим на одной ноге, шагаем или танцуем, выполняем упражнение на балансире, делаем ногами упражнение).
• Подключаем глаза (смотрим в разные стороны, моргаем то одним глазом, то другим).
• Подключаем счет (считаем в обратном порядке, только четные или нечетные числа в прямом и обратном порядке, решаем примеры, решаем задачи).
Зачем усложнять упражнения?
Если легко, то упражнение перестает приносить пользу.
Первый раз кровообращение мозга максимально, далее уменьшается.
Не создаются новые нейронные связи, импульс проходит по уже сформированным участкам.
Если у ребенка не получается упражнение из нейрогимнастики. Что делать?
(В нейрогимнастике обязательно поддерживаем у ребенка состояние успеха, так как положительный эмоциональный фон здесь очень важен)
Применять сложные упражнения только тогда, когда уже получаются лёгкие.
Применять упражнения, где используется более крупная моторика, а не отдельные пальцы.
Положить руки ребенка перед ним на столе. Пусть он повторяет движения за сидящим напротив педагогом, смотря на его руки.
Убрать все усложняющие элементы.
Выполнять медленно, скорость наращивать медленно.
Педагог может своими руками помочь согнуть или распрямить пальцы ребенка.
Цель нейрогимнастики будет достигнута только тогда, если мозг тренируется систематически, без больших перерывов. Поэтому нейрогимнастику мы проводим обязательно ежедневно: или как отдельный блок образовательной деятельности (занятие 10-15 минут, или как часть программных занятий (физминутка, отдельное упражнение темы занятия или часть утренней гимнастики, физкультурного занятия.)
В своей работе с детьми с нарушениями речи мы используем нейрогимнастику по методике Евгении Бекетовой. Она включает в себя шесть блоков:
1. Разминка (разогревающие упражнения)
2. Кистевая нейрогимнастика
3. Нейрогимнастика с предметом
4. Нейрогимнастика на уровне тела
5. Рисование в воздухе
6. Рисование на бумаге
1. РАЗМИНКА (РАЗОГРЕВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ) Приложение 1
Цель – привести в тонус руки, разогреть связки, мышцы, суставы; улучшить кровоток в пальцах; настроится на выполнение основных упражнений.
«Ритуал»: встряхнуть кисть, растереть ладони со всех сторон до возникновения жара.
«Лёд, воздух, вода»: сжать кулак - вытянуть пальцы - расслабить волной (5-10 циклов).
«Чумазые пальцы»: растирание каждого пальца по очереди; массаж каждой фаланги.
«Замок»: собрать пальцы обеих рук в обычный замок или со смещением на один палей – смещать «замок» на один палец – сжимать-разжимать.
«Ступеньки»: нажатия большим пальцем на все остальные по фалангам.
«Сороконожка»: ходить по столу пальцами – указательным и средним, указательным и мизинцем, большим и безымянным.
«Волна»: волна пальцами рук – отдельно, вместе, в замке.
«Мяч-невидимка»: кончики пальцев касаются друг друга, образуя сферу – расслабить – надавить (усложнение – поднятие определенных пальцев)
«Этажи»: одной рукой промять область предплечья, запястья и кисти другой руки (строим этажи, потом данные три области руки промассажировать тычками (прокладываем этажи).
«Крылышки»: пальцы вытянуты в замке – сжимаем пальцы на обеих руках – вытягиваем пальцы на одной руке – вытягиваем на другой руке.
«Послушный веер»: на одной руке пальцы прижимаем друг к другу, а на другой растопыриваем – меняем жесты.
«Акробаты»: руки касаются кончиками больших пальцев – одна ладонь направлена вверх, другая вниз – меняем положение – меняем пальцы.
«Перетягивание каната»: поочередно сцепляемся одноименными пальцами каждой руки друг за друга и тянем в разные стороны.
«Пальцы-бегуны»: большой палец одной руки соединяем с указательным пальцем другой руки - меняем позицию – потом подключаем остальные.
«Объятия»: ладони соединяем вместе и попарно сгибаем пальцы, «обнимая» ими друг друга.
«Су-Джок»
2. КИСТЕВАЯ НЕЙРОГИМНАСТИКА (Приложение 2)
Цель – включить внимание и остальные интеллектуальные способности в работу, развить межполушарное взаимодействие, тренировка мелкой моторики и речи.
«Солнышко-тучка»: 1рука – «5», 2 рука – кулак. Усложнение – хлопок.
«Яблоко и лимон»: 1 рука – «здорово», 2 рука – кулак. Усложнение – крутить руки вокруг друг друга.
«Салют»: 1рука – «5» (салют, 2 рука – горсть (залп). Усложнение – через хлопок по столу.
«Зайчик в лесу»: 1 рука – указательный и средний (заяц, 2 рука – четыре пальца (лес). Усложнение – взгляд на «лес».
«Зайчик и лиса»: 1 рука – указательный и средний (заяц, 2 рука – указательный и мизинец (лиса). Усложнение – хлопок.
«Лось и волк»: 1 рука – указательный, мизинец и большой (лось, 2 рука – ладонь с поднятым вверх большим пальцем (волк). Усложнение – «топ» ногой, противоположной руке-«лосю».
«Слон и черепаха»: 1 рука – большой и мизинец (слон, 2 рука – кулак с оттопыренным большим пальцем (черепаха). Усложнение – называть слова на букву М.
«Коза и ворота»: 1 рука – указательный и мизинец (коза, 2 рука – ладонь, пальцы прижаты (ворота). Усложнение – прямой и обратный счет.
«Жираф и дикобраз»: 1 рука – прижать друг к другу средний и указательный палец (жираф, 2 рука – «5», пальцы растопырены (дикобраз). Усложнение – считаем сначала жирафов, потом дикобразов через 1.
«Лупа и гусеница»: 1 рука – указательный и средний палец (гусеница, 2 рука – жест «окей». Усложнение – смотреть глазом через «лупу» на «гусеницу».
«Сафари»: 1 рука – указательный и средний горизонтально вместе (пистолет, 2 рука – то «слон», то «жираф». Усложнение – скороговорка.
«Звонок козе»: 1 рука – указательный и мизинец (коза, 2 рука – большой и мизинец (телефон). Усложнение – стихотворение.
«Вилка и розетка»: 1 рука – указательный и мизинец (розетка, 2 рука – средний и безымянный (вилка). Усложнение – в паре.
«Строим забор»: накрыть одним пальцем одной руки один палец другой руки, потом меняем руки и один палей второй руки накрывает два пальца первой руки, так же накрыть три и четыре пальца. Усложнение – простоять на одной ноге.
«Зайчик и подзорная труба»: 1 рука – жест «зайчик», 2 рука – жест «подзорная труба» (сложить пальцы в кольцо); потом 1 рука – «волк», 2 рука – «лиса». Усложнение – скороговорка «Смотрит заяц на опушку – волк, лиса бегут из пущи».
3. НЕЙРОГИМНАСТИКА С ПРЕДМЕТОМ (Приложение 3)
Цель – разнообразить упражнения кистевой нейрогимнастики использованием интересных предметов; задействовать формирование нейронных связей, которые не образуются при кистевой нейрогимнастики; более тонкая тренировка мелкой моторики и речи.
Для упражнений необходимы – кинезиологические или теннисные мячики, кубики, пружинка-радуга, конфеты, листы бумаги, карандаши.
«Пельмешки» (2 мячика): катаем мячи по столу одной рукой «к себе» - «от себя», второй влево-впораво.
«Жернова» (1мячик): катаем мячик между ладоней от тыльной стороны к внутренней по кругу.
«Метеорит» (1мячик): одной рукой бросаем мяч вертикально сверху, второй рукой подхватываем снизу.
«Антигравитация» (1 мячик): одной рукой подбрасываем мяч вертикально снизу, второй сверху подхватываем.
«Воздушный шар» (1мячик): подкидываем мяч вверх и ловим его по очереди руками сверху.
«Конвейер» (2 мячика, в паре): пара сидит напротив друг друга; кладем мячи в одноименные руки, потом передаем мяч сначала в другую руку себе, потом в руку партнеру (передаем по кругу).
«Конвейер-диагональ»: то же, но друг другу передаем мячи по диагонали.
«Жонглёр» (2 мячика): подкидываем одновременно по 1 мячу каждой рукой и ловим; для усложнения можно подбросить и поймать перекрёстно или попробовать жонглировать.
«Шестерёнки» (2 кубика): берем по 1 кубику в каждую руку; одной рукой перебираем грани и крутим кубик «к себе», а второй рукой – «от себя»; потом руки меняем.
«Сломанные шестерёнки» (2 кубика): то же, но одна рука крутит «от себя-к себе», а другая «влево-вправо».
«Радужная чистка» (игрушка – радуга): берем пружинку-радугу с разных концов пальцами и начинаем передвигать ими по радуге к середине.
«Сладкоежка» (2 конфеты или бумажки): берем в каждую руку по конфете или смятые комочком бумажки и стараемся их развернуть одновременно, но каждая рука разворачивает своё.
«Маляры» (2 карандаша): берем в каждую руку по карандашу и ставим их вертикально на стол; проводим одновременно сверху вниз вдоль карандашей сначала большим и указательным пальцами, потом пальцы меняем. Усложнение – пальцы одной руки перебирают карандаш сверху вниз, а второй наоборот.
«Канатоходцы» (2 карандаша): берем в каждую руку по карандашу и продвигаемся по ним пальцами вверх и вниз. Усложнение – пальцы одной руки перебирают вверх, а второй – вниз.
«Меч самурая» (2 карандаша): кладем карандаш на тыльную сторону ладони, подбрасываем вверх и стараемся поймать – сначала одной рукой, потом второй, потом два карандаша одновременно обеими руками.
«Баланс» (2-4 карандаша): кладем карандаш на тыльную сторону ладони и по очереди опускаем по одному пальцу вниз, потом по два. Сначала делаем одной рукой, потом другой, далее двумя одновременно. Можно класть по два карандаша.
А также в этом направлении использую методику Марии Шутовой «Кинезиологические мячи (нейромячики, которая систематизирует упражнения «от простого к сложному».
4. НЕЙРОГИМНАСТИКА НА УРОВНЕ ТЕЛА (Приложение 4)
Цель – разнообразить упражнения кистевой нейрогимнастики; задействовать формирование нейронных связей, которые не вовлекаются при выполнении других упражнений; включение крупной моторики, баланса, пространственной ориентации.
«Водолаз»: одной рукой закрываем глаза, а второй – нос; делаем хлопок и меняем движения на руках местами.
«Уборка»: одной рукой гладим по столу, а второй стучим кулаком; потом меняем движения.
«Чай или кофе»: одной рукой крутим вокруг (размешиваем кофе в стакане, а второй рукой – движение вверх-вниз (макаем пакетик чая); движения рук меняем.
«Уставший водовоз»: одной рукой обмахиваемся, как веером, а второй проводим по лбу, как будто вытираем пот (тыльной стороной);потом руки меняем; проговариваем скороговорку – «Водовоз вёз воду из-под водопада».
«Молодец!»: одной рукой гладим себя по голове, а другой хлопаем по груди; называем свои положительные стороны; меняем движения.
«Комары»: одной рукой отмахиваем комаров, а другой – хлопаем по телу; меняем движения рук.
«Фонарики» (динамическая зарядка): правой рукой касаемся подмышки, а левой рукой – плеча, меняем движения местами, а потом выпрямляем руки в локтях и начинаем заново; можно делать под музыку.
«Умывание»: одной рукой касаемся носа, второй противоположного плеча; меняем жесты; потом нос – глаз; меняем; и заново.
«Включаем мозг»: одной рукой крутим указательным пальцем у виска, а второй рукой гладим себя по голове; меняем жесты.
«Звонок на обед»: одной рукой звоним в звонок, а второй гладим себя по животу; меняем жесты.
«Рыбка и осьминог»: одной рукой показываем волну (плывет рыбка, а пальцами второй руки шевелим (щупальца осьминога); потом движения рук меняем.
«Машинист поезда»: одной рукой, сжатой в кулаке, представляем, что тянем за гудок, а второй делаем махательные движения, как будто подметаем пол от угля; движения меняем.
«Кольцо»: соединяем указательные пальцы и крутим одной рукой к себе, а второй – от себя (пальцы должны нарисовать в воздухе круг).
«Мельница»: одной рукой крутим от плеча назад, а второй рукой крутим от плеча вперед; движения рук меняем.
«Часы»: одной рукой показываем вверх и вниз, а второй – вверх, вбок и вниз; делаем это одновременно; добавить шаг или счет.
«Обезьянка»: одной рукой дотрагиваемся до головы и ноги, а второй – до головы, плеча и ноги; делаем это одновременно.
5. РИСОВАНИЕ В ВОЗДУХЕ (Приложение 5)
Цель – разнообразить упражнения; задействовать формирование нейронных связей, которые не образовались при выполнении других упражнений; включение крупной моторики, образного мышления и воображения.
«Восьмёрки»: рисуем в воздухе перед собой восьмёрки большими пальцами, потом указательными, мизинцами.
«Художник»: рисуем в воздухе перед собой солнце, сердце, цветок, дерево; каждая рука рисует свою половинку.
«Два художника»: рисуем перед собой солнце, сердце, цветок, звезду; каждая рука рисует свой рисунок симметрично или зеркально.
«Треугольник и квадрат»: одной рукой рисуем в воздухе треугольник, другой – квадрат; после трех циклов меняем руки.
«Бесконечность и круг»: одной рукой рисуем знак бесконечности, а другой – круг; после трех циклов руки меняем.
«Крестики-нолики»: одной рукой рисуем крестики, а второй нолики; после трех циклов руки меняем.
«Отражение»: одной рукой рисуем треугольник вершиной вверх, а второй – треугольник вершиной вниз; после трех циклов руки меняем.
«Квадрат и круг»: одной рукой рисуем квадрат, а второй – круг; после трех циклов руки меняем.
«Цифры»: одной рукой пишем в воздухе цифру 1, а второй – 2, потом 3 и 4 и т. д.
«Буквы»: разными руками пишем разные буквы.
«Цифры и буквы»: одной рукой пишем цифру 1, другой – букву А, потом – 2 и Б и т. д.
«Солнышко и птичка»: одной рукой рисуем в воздухе круг, а второй – галочку; после трех циклов руки меняем.
«Снеговик»: одной рукой рисуем большой круг, а второй – маленький; потом – треугольник и квадрат.
«Бантики»: рисуем одной рукой вертикальную восьмёрку, а другой – горизонтальную; после трех циклов движение рук меняем.
6. РИСОВАНИЕ НА БУМАГЕ (одновременная работа обеих рук) (Приложение 6)
«Симметричный рисунок – обведи»
«Симметричный рисунок – заштрихуй»
«Симметричный рисунок – раскрась»
«Симметричный рисунок – нарисуй»
«Симметричные цифры/буквы – напиши»
«Несимметричный рисунок – обведи»
«Несимметричный рисунок – заштрихуй»
«Несимметричный рисунок – раскрась»
«Несимметричный рисунок – нарисуй»
«Несимметричные цифры/буквы – напиши»
«Несимметричные задания» (например, таблица Шульте + лабиринт; ритм + обвести)
«Отражение» (нарисуй одновременно двумя руками как отражение в зеркале).
Важно не забывать, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Поэтому каждое упражнение нейрогимнастики мы превращаем в игру, то есть придумываем для него игровую легенду, а применение нескольких упражнений подряд превращаем в сказочную ситуацию.
Как еще можно разнообразить применение нейроупражнений? Мы используем КОНСТРУКТОР УПРАЖНЕНИЙ. Для этого жесты изображены на отдельных карточках. Есть кубики, которые ребенку помогают выбрать жесты, а еще кубик с усложнениями. Ребенку интересно, когда он сам себе определяет задание, да еще и придумывает легенду упражнения.
Чтобы наладить связь между полушариями необходимо развивать координацию и моторику. На моей практике эффективно показали себя упражнения, которые я называю «ЗЕРКАЛЬНОСТЬ». Это работа двух рук с помощью каких-либо полей. Такие упражнения заставляют оба полушария тесно сотрудничать друг с другом, развивая координацию, внимательность, логическое и пространственное мышление, т. е. то, что необходимо ребенку при поступлении в школу.
Межполушарная доска.
-Можно использовать один вид досок, разные, использовать разные направления движения пальцев, карандаша или стилуса.
-Можно по полю доски расставить разные «находилки», на которых ребенку надо будет остановиться и, например, хлопнуть в ладоши.
-Можно одной рукой вести по доске, а по второй катать массажный мячик, разворачивать конфету или смятую бумагу, карандашом отстукивать определенный ритм и т. д.
-Можно предыдущие пункты заданий усложнить проговариванием скороговорки, рассказыванием стихов, называнием предметов одежды и т. д.
Итак, после систематического применения нейрогимнастики, как средства подготовки дошкольников к школьному обучению, мы заметила, что дети стали более коммуникабельными, активными, ловкими, наблюдательными, внимательными, усидчивыми. Улучшилась их память, они стали рассуждать и обсуждать различные вопросы и ситуации, проявляют творческий подход в процессе игр. У них увеличилась скорость мышления, им легче стало осваивать чтение и письмо. Надеемся, что наши будущие первоклассники с легкостью и интересом вступят в школьную жизнь, где они смогут раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешными в жизни.
А для того, чтобы нейрогимнастика для детей была интересна, позволяла создать ситуацию успеха и приятных ожиданий, некоторые игры созданы СВОИМИ РУКАМИ. Они особенно привлекают детей. В создании некоторых из них ребята сами принимали участие.